Наверх На главную

Неделя о Страшном суде

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых; како отвещаю Безсмертному Царю? Или коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз?»

Молитва эта зазвучала, братья и сестры, вчера на вечернем богослужении, и эта молитва о Страшном суде, о том ответе, который мы все дадим Создателю в своё время. Этой мыслью открывается Неделя о Страшном суде: последняя перед Великим постом.

Что такое Страшный суд? Это то время, когда Спаситель наш Господь Иисус Христос второй раз придет на землю. Придет уже не в том виде, в котором мы с вами привыкли Его видеть, не в виде кроткого смиренного Пастыря, который ходил и проповедовал Евангелие Царства Небесного, кротко прощающего грехи и немощи человеческие. Но придет Он подобно молнии, которая от одного до другого края земли будет видна, придет во всей божественной славе Своей, в грозном величии Своем, в окружении всего небесного воинства.

Мы с вами можем вспомнить праздник Преображения Господа нашего на горе Фавор. Там Его ближайшие ученики – Петр и два брата Зеведеевы Иоанн с Иаковом были свидетелями лишь только отблеска Божества, когда Христос только один луч, можно сказать, сияния божественной Славы показал, как бы приоткрыв завесу Своей человеческой плоти. И эти люди, которые были всегда рядом со Христом, были свидетелями многочисленных Его чудес, которые, может быть, ещё до конца не осознавали, Кто перед ними, но были наиболее других подготовлены духовно, тем не менее они пали на землю, в ужасе закрывая лица, не в силах вынести этого сияния. Но Господь придёт к нам опять уже во всём Своем величии. Каково будет нам с вами, грешным и недостойным, взирать на всю славу Божию?

разделение овец от козлищ

Страшный суд. Страшный он и потому, что откроются помышления и поступки всех людей – даже самые постыдные, даже самые страшные, даже те, в которых иной раз люди сами себе не в силах признаться! Раскроются все книги, как говорит апостол, всё станет явным и ничего тайного не останется. Миллионы взоров будут устремлены на нас с вами.. Страшный суд..

Остановится время, исчезнет этот мир, в котором мы с вами живем, и который нам тоже кажется вечным. Как свиток совьется и исчезнет (Откровение 6:14). И будут иное небо и иная земля, ибо прежние миновали (Откровение 21:1). Исчезнет самый главный враг человека – смерть. Останется только Спаситель наш – Господь Иисус Христос, несметное воинство ангельское, которое будет собою всё заполнять, и мы с вами будем стоять перед нашим Создателем, с тем, чтобы дать Ему последний отчет.

Страшным называется ещё этот суд потому, что он окончательный и бесповоротный, где будет вынесено определение каждому человеку в вечность. И вот от этой бесповоротности, от того, что ничего нельзя будет уже изменить, покаяния в этот момент не будет – потому что время исчезло, всё стало вечным, суд наиболее всего страшен.

О чем Господь будет нас спрашивать на этом Суде? В сегодняшнем Евангелии мы это слышали. Господь поставит одних справа (одесную), других слева (ошуюю) Себя на этом Суде, как пастух отделяет овец от козлищ. Разделит и самых близких друг другу людей, потому что они уже себя разделили своей жизнью, поступками своими и словами. Как в одном месте Евангелия говорится: «Тогда двое будут на поле: один будет взят, а другой останется. Двое мелющих на жерновах – один будет взят, а другой останется» (Мф.24:40-41)

Господь говорит: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). То Царство, которое уготовано было Им человеку, чтобы он наследовал его навечно, чтобы он стал чадом Божиим и уже заслуженно, а не только по милости Божией обрел бы блаженное существование, не зная уже болезни и смерти. И далее объясняет Господь Своё определение: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;

был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». (Мф.25:35-36) Праведники на это удивляются: Господи, когда это было? Господь говорит: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф.25:40)

Точно также Господь обращается к грешникам и говорит: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;

был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.

И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Мф.25:41-46)

И праведники, и грешники удивляются на эти слова Христа: Господи, когда это было? Но смысл этого удивления кардинально отличается. Посмотрим на праведников, тех людей, о которых Христос говорит, что они возлюбленные Его чада. Для них, любящих других людей, совершенно естественно оказывать милость ближним, помогать человеку, который попал в беду. Такой человек даже и не задумывается: надо ли оказать помощь? Он делает это как само собой разумеющееся – это часть его жизни, часть его мировоззрения. Он видит, что помощь необходима и не задумывается, что, может быть, придется чем-то пожертвовать (временем, силами, деньгами).

Поэтому для таких людей удивительно, когда им напоминают об этом. Они не то чтобы об этом не помнят, они об этом просто не задумываются как о чем-то великом – для них это естественно. Они принимали обездоленных, посещали больных и не полагали, что «это его проблемы, а моя хата с краю». Они не проходят, как другие, мимо, когда бывает нужно просто руку протянуть, телефонный номер набрать или слово участия сказать. Равнодушие грешника, который не любит ближних своих, от того, что в сердце его мироздания – его собственное я, и всё в жизни должно служить только ему. Конечно, такому человеку не понять этих слов Христа.

любовь к Богу

А суть одна: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39) И невозможно возлюбить Бога, не возлюбив ближнего своего. А некоторые грешники, наверное, с уверенностью сказали бы, что они Бога любят, постятся и так далее, но сердце их черствое, не живое.

Апостол Иоанн говорит страшные слова: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ин.4:20) Апостол так и говорит: лжец! Невозможно любить Бога, не любя ближних своих! Здесь одно из другого вытекает, заповеди согласованы между собой.

Как нам научиться любить Бога? Многие не знают, что такое любовь. Для многих любовь – это предмет эгоистического наслаждения: либо человек сам служит этому идолу неправильно понимаемой любви, либо требует себе служения. Настоящая любовь – это жертва, это служение. Но при этом человек не забывает о том, что есть высшая любовь, любовь Бога к нам. И мы должны учиться любить так, как Он нас любит. Не унижая того человека, на которого направлено наше чувство, и не возводя его на пьедестал почета, поклоняясь или раболепствуя.

И мы должны научиться любить так, как любит нас Господь, и не просто видеть чужую боль, но чувствовать её: как бы поставив себя на место того человека – как бы ты пережил это, как бы ты это воспринял. Вот это и есть «возлюбить ближнего, как самого себя». Об этом сегодня Господь нам говорит в евангельском чтении: о любви к ближнему, а значит, о любви к Богу. Две главные заповеди: возлюбить Бога всем своим существом и ближнего, как самого себя.

Слава Богу, братья и сестры, что не наступил ещё Страшный, последний суд. Пока мы с вами ещё живем хоть и в последние времена, но они ещёдлятся. Господь дает время, дает шанс, когда можно ещё всё исправить, научиться жить по этим двум главным заповедям. Будем просить Господа и святых помочь нам научиться слышать и видеть чужую боль, откликаться на них, ожидать пришествия Христа со страхом и трепетом, но всё-таки с надеждой на милость Божию. Потому что не мы спасаем сами себя, но спасает нас Христос.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla