Наверх На главную

В праздник Вознесения Господня прихожане миасского храма Богоявления пришли на Божественную Литургию.

Вознесение Господне — один из двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории, самым важным событиям из земной жизни Христа и Богородицы. Вознесение принадлежит к числу   Господних (Владычних) праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу. Дата празднования Вознесения зависит от даты празднования Пасхи, празднуется на сороковой день после Пасхи, Воскресения Христова, поэтому Вознесение всегда приходится на четверг.

На Богослужении звучит тропарь праздника: «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира». Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота): «Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты — Сын Божий, Искупитель мира».

В этот день христиане вспоминают события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Спаситель не единожды являлся своим ученикам, укрепляя в них веру и готовя к Пятидесятнице — к сошествию на них Святого Духа. В день Вознесения Господь собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон, благословил их и во плоти вознесся на небо.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян 1:9-11)

После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим, где спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.

До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году — это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его laetissimum spatium — «радостнейший период». Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

В завершение Богослужения в день празднования Вознесения Господня настоятель миасского храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко обратился к прихожанам с пастырским словом:

— Поздравляю вас, братья и сестры, с великим двунадесятым праздником, который завершает собою празднование светлых Пасхальных дней для нас, живущих на земле. А для Господа это было завершение Его земного служения, когда Он, вместе с человеческой природой, воспринятой Им для того, чтобы исправить исковерканное грехом падшее человеческое естество, взявши его на Свои Божественные плечи, вознес эту человеческую природу с Собою на Небеса, в лоно Отчее, в недра Пресвятой Троицы.

Для апостолов это было время расставания со своим божественным Учителем. Спаситель, являясь им в течение сорока дней после Своего славного Воскресения, говорил о предстоящей разлуке и, успокаивая, утешал их, говоря: лучше будет вам, если Я уйду, потому что если Я уйду, то пошлю вам другого утешителя — Духа Божия, который откроет вам разум, сделает вас способными постигать Божественные Тайны, укрепит ваши силы, сделает вас непобедимыми в деле проповеди Евангелия Царства Небесного.

Это утешение действует и для нас с вами, братья и сестры. Дух Святой, сошествие которого мы с вами скоро будем праздновать, Дух Божий, наполняющий собою, конечно, всю вселенную от начала, тем не менее особым образом проявляет себя здесь, на земле, в особо чтимых святых местах. Дух Божий проникает в человека, исправляет в нем все, восстанавливает в первозданном богоподобном виде и дает силы для жизни, для борьбы с грехом, и дает человеку смысл земного существования.

Когда Христос Спаситель утешал своих апостолов, Он говорил: когда Я уйду от вас, Я приготовлю вам обители на Небесах. Вот и для нас, братья и сестры, еще одна радость в этом празднике: Христос ждет всех своих последователей и учеников в Царстве Небесном. И от нас с вами зависит, достигнем ли мы Царствия Небесного, способны ли мы оторваться от земного, греховного нашего жития, способны ли мы смотреть на Небеса и воспоминать слова святителя Игнатия (Брянчанинова), который говорит, обращаясь ко всем нам: «Изгнанники рая! Не для увеселений, не для торжества, не для играний мы находимся на земле, но для того, чтобы верою, покаянием и крестом убить убившую нас смерть и возвратить себе утраченный рай».

И еще одна мысль сказана Христом Спасителем в час расставания с апостолами и учениками: «Я с вами во все дни до скончания века [...]Не бойтесь, ибо Я победил этот мир». Вот о чем мы должны постоянно помнить. Когда постигают нас испытания, искушения или болезни, нам очень часто кажется, что Господь нас оставил, что Господь нас не слышит и не подает нам руку помощи, хотя мы так просим Его об этом. Но, говорят святые отцы, радуйтесь, когда скорби вас посещают, потому что только через скорби, только через испытания можно достичь Царствия Небесного. Святитель Иоанн Златоуст об этом же говорил: Царство Небесное достигается только через крест. А Крест — это и есть образ страданий, образ искушений человека.

О радости сегодняшний праздник. И апостолы, — конечно, сначала горевавшие о предстоящей разлуке с любимым Учителем и Господом своим, — возрадовались потом радостью великой. После Вознесения Учителя, они уходят с горы Елеонской в Иерусалим и оставшиеся несколько дней до сошествия Святого Духа пребывают все единодушно вместе — молитве, в общении и в преломлении хлеба, говорят нам Деяния апостольские.

Вот радость, которой Церковь сегодня делится со всеми верующими, и в наши сердца эта радость сегодня вливается.

Мы радуемся о себе, о том, сколько нам Спаситель оставил, уходя на Небеса. Здесь, на земле, Он оставил нам Церковь Свою, Духа Святаго, через которого мы с Ним непосредственным образом можем общаться и причащаться Благодати Божией. Ждут нас с вами обители в Царстве Небесном. И Христос всегда с нами, поддерживая нас и утешая нас.

Но о Христе сегодня предлагаю возрадоваться нам всем, братья и сестры, потому что для Него это был день прекращения, оставления неестественного для Него уничижительного состояния, поскольку Он воспринял на Себя человеческую природу, поврежденную грехом, то есть Он снизошел до человеческой немощи, до человеческого падшего, искореженного, исковерканного состояния, восприняв на Себя природу нашу с тем, чтобы ее спасти, исправить, обожить, исцелить. И с самого момента Своего воплощения, с зачатия Он находился в этом уничиженном для Него, для Господа, состоянии, восприняв на Себя все наши немощи, все наши страхи и все наши болезни, пережив это все так, как переживают обычные люди. Все воспринял, кроме греха, поскольку не было в Нем ни единого ни личного греха, ни первородного, который передается нам с вами по наследству методом обыкновенного физического зачатия и рождения. Но Христос был рожден от Духа Святого и от Девы Преблагословенной Марии, потому Он не принял первородного греха. Однако страсти, немощи, болезни у Христа были, естественные или безупречные, то есть Он испытывал в полной мере то, что естественно для любого человека по природе: голод, жажду, сон, слёзы, боль, страх смерти и прочее. И это состояние Его продолжалось до момента Воскресения, когда все было исправлено, восстановлено и обожено. Тем не менее Он еще находился здесь, на земле. «Не прикасайся ко Мне, — сказал Он Марии Магдалине, — ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». И это Восшествие состоялось в нынешний день: Христос Спаситель в подобающей Ему славе и чести возносится на Небеса и садится одесную, то есть справой стороны, на самое почетное место, от Своего Отца.

Этот праздник, братья и сестры, увековечен в православном Богослужении. Каждая Божественная Литургия заканчивается словами, которые напоминают нам об этом событии — о Вознесении Господа нашего. Когда священник снимает с престола Святые Дары, чашу и дискос, он выносит их на амвон, чтобы всем еще раз, в последний раз, их показать в конце Литургии, и все верующие поклонятся Святым Дарам. Затем священник, перенося Святую Чашу на жертвенник, произносит: «Вознесися на Небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя».

Слава Божия от Вознесения Христова наполняет теперь собою всю землю и храмы. Пусть наполняет она наши сердца благодатью и радостью великой.

И последнее, о чем можно было бы сказать в этот день, — о том, какой великой и страшной, непостижимой ценою куплена наша свобода и что есть Божественная любовь к каждому из нас. Христос Спаситель, восприняв на Себя человеческую природу тела, душу человеческую восприняв, соединив нас с Собою неразрывно навечно со Своей Божественной природой, оставил на Своем, уже обоженном, воскресшем, теле страшные язвы — от гвоздей на руках и ногах и от копья в ребрах Своих.

Пусть эти раны напоминают нам, братья и сестры, о Божественной любви. Особенно когда мы начинаем сомневаться в Божественном присутствии, в том, что рука Господня всегда рядом и протянута к нам помощью. Пусть вспоминать мы будем, глядя на Его Пречистое Тело и видя эти раны, что Бог сотворил для того, чтобы нас — каждого — спасти. И пусть эти раны, пречистая Его кровь, пролитая на Кресте, станут для нас тем совершенством, к которому мы должны стремиться, чтобы оправдать это высочайшее звание, которое приняли в таинстве Крещения, ставши христианами.

В заключение Богослужения отец Игорь вновь поздравил прихожан с праздником Вознесения Господня, традиционно поблагодарил за совместные молитвы, всех причастников поздравил с принятием Тела и Крови Господа, Святых Пречистых Таин. И призвал на всех милость и благодать Господню, пожелал Ангела-спутника в дорогу домой.

Фоторепортаж автора.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla