Наверх На главную

Первую неделю Великого поста венчает праздник Торжества Православия. Вот и в миасском Богоявленском храме в минувшее воскресенье собралось около пятисот прихожан — вознести общую молитву, причаститься Святых Христовых Таин и услышать слово пастыря духовного.

В первое воскресенье Великого поста — вот уже более десяти столетий — Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия. Торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день Церковь проводит четкое разделение истины и лжи. Чин Торжества Православия был установлен в Греции в IX веке в память окончательной победы над иконоборцами.

 

Основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан учение о почитании икон оставалось неприкосновенным до VIII века. Однако затем по многим странам распространилась иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции.

И тогда Церковь подверглась гонению — большему, чем от язычников. Более века лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, молиться им перед иконами. Христиан заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора, состоявшегося в 787 году и закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений.

Однако лишь в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности. Иконоборцам же было предложено либо оставить свое заблуждение, либо прекратить церковное служение.

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в константинопольском Софийском соборе в первое воскресенье Великого поста — оно пришлось в 843 году на 19 февраля.

Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. Утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев.

Особое место в этой службе было отведено чину анафематствования. Анафема провозглашалась соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил те или иные тяжкие прегрешения перед Церковью. Следует уточнить, что предание анафеме не является проклятием. Это крайняя мера вразумления отступников. Анафема может быть снята при покаянии и достаточных основаниях либо после смерти.

В первое воскресенье Великого поста в миасском Богоявленском храме Святых Христовых Таин причастились почти 300 человек — большинство присутствующих, как это и должно быть. Были здесь и молодые родители с младенцами на руках, и дети, и молодежь, прихожане среднего и преклонного возраста — радует, что в храм теперь приходят целыми семьями.

Настоятель храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко в своей проповеди напомнил прихожанам о том, что означает праздник Торжества Православия.

«Наконец, после многих десятилетий тяжелейшей борьбы, иконопочитание, когда утверждено было на седьмом Вселенском Соборе право для верующих людей иметь у себя дома и в храмах Божиих, поклоняться и лобызать святые образы Господа нашего, Матери Его Пречистой Владычицы Богородицы и всех святых угодников.

Борьба эта была тяжкая, и многие православные христиане и даже души свои положили в этой борьбе, пролив свою кровь за отстаивание этого права чистоты веры христианской. И вот этот день как раз — воспоминание, как праздник для христиан, поскольку и теперь мы с вами можем, это счастье имеем — видеть святые образы, видеть образ Господа нашего и Спасителя прежде всего, и обращаясь к Нему, лобызать этот пречистый лик Христов.

Но для нас с вами в это время, в XXI веке, торжество Православия звучит уже в несколько ином ключе. Поскольку в это апостасийное поистине время, когда мир, окружающий нас, трудно назвать христианским, то малое стадо Христово, которое живет еще на земле и, собираясь у Чаши и принимая Тело и Кровь Спасителя мира, для нас с вами это значит — торжество Православия! Прежде всего это торжество истины, против которой борются сейчас силы тьмы и силы мироправителей века сего — всячески стараются уничтожить и размыть истину так, чтобы невозможно было ее увидеть или понять, или принять.

А в то же самое время Господь говорил: «Тот, кто от истины, тот слушает мои словеса». Примите истину, в другом месте Христос говорит, и истина сделает вас свободными. Что есть истина? — с усмешкой воскликнул Пилат, когда разговаривал со Христом. И если бы он послушал Христа, он бы понял, в чем истина, поскольку сам Христос Истина и есть, он о себе так и говорил: «Я есть Путь, Истина и Жизнь» И вот если бы об этой истине бы подумать тогда этому градоправителю, осудившему Христа на двойную казнь: на бичевание вначале, а затем и на распятие…

Конечно, у людей таких, как тот человек, и у многих людей и в нынешнем веке истина своя, как сейчас говорят. У каждого она своя истина. Но ведь так не бывает, братья и сестры, мы с вами знаем, что истина может быть только одна. А все остальное — это лишь мнения о ней частные, далеко-далеко могут быть отстоящими от самой истины.

И для нас с вами иметь веру православную — это торжество Православия. Для нас с вами приходить и приобщаться Святых Таин, из чаши принимая Тело и Кровь Господа нашего и Спасителя, — это торжество Православия. Для нас то, что мы живем с вами как братья и сестры во Христе Иисусе, — это торжество Православия. И для нас с вами то, что вера открывает нам смысл нашего существования, то, что вера наша дает нам пути и средства к достижению спасения наших душ, то, что вера наша дает нам образ, к которому мы должны стремиться и преображает нас, делает богоподобными — всё это и есть Торжество Православия!

Богоподобие — достижение этого и есть смысл земной жизни христианина. Все это открывает нам вера, начиная с самых истоков, от самого мироздания, от самого начала до конца этого мира, существования его. И дальнейшее существование человека, в другом уже мире, в Царствии Небесном, в вечном, где нет уже ни болезни, ни печали, ни воздыхания, а только лишь радость от общения со своим Создателем, — обо всем этом говорит нам вера наша. Которая именуется недаром православной верой. Не правоверные мы с вами, как иногда говорят о себе мусульмане, но мы православные. Мы не только правильно верим, а мы умеем правильно славим Бога.

Самая высшая форма молитвы в христианской церкви — это прославление Творца. Есть молитвы, когда мы говорим: «Господи, помилуй меня, грешного». Есть молитвы, когда мы говорим: «Подай мне, Господи, что-нибудь в этой жизни». И у каждого прошения в этот момент могут быть различными. Но это все — ступенечки возрастания духа человека, когда он, просветляясь своим разумом, своим сердцем, начинает понимать,  что Бог его настолько любит, что дает ему все прежде даже его прошения к тому. Человек только еще осознать не успел и подумать, а Господь ему уже все необходимое подал и уберег его. И даже часто бывает так, что мы и не знаем, и не представляем себе, от каких опасностей мы были спасены, и Господь нас уберег, когда удержал нас от какого-то шага, где мы чуть-чуть замедлили свой ход или шаг и вышли из дома раньше или позже, а если бы не так — случилось бы что-то непоправимое. И многое, многое другое.

И вот когда человек начинает это понимать, он видит любовь Творца к себе, в сердце его закипает ответное чувство — благодарности и любви к своему Создателю. И уже ни чем он не просит. А только славит Господа, как это делают ангельские чины, прославляя Творца всяческих. Вот это и есть высшая форма общения человека со своим Создателем: прославление Творца, славословие Его. И мы и называемся с вами православными — прославляющими своего Творца, ликующими от этого осознания, что мы чада Божии. И вера дает нам для этого силы и разум.

Этот день, братья и сестры, сознательно Церковью Христовой установлен в первое воскресенье Великого поста. Позади неделя трудов и подвигов духовных и телесных. Пост только начался. Он еще весь впереди. Но уже неделя, которую прожили христиане, когда преодолевали обычное свое повседневное состояние внепостовое, войдя в Святой пост. Непривычная пища, обилие молитв, коленопреклоненных молитв, в храме — продолжительные службы, много очень слов, текстов, которые заставляют задуматься и сердце наше — трепетать от осознания и своей греховности, и недостоинства, но и от любви Божией к нам. Все это первая неделя нам дает. И вот как определенная веха на пути или как маяк в море  этот праздник торжества Православия с первых самых дней этой недели, первой недели Великого поста, светил нам и привлекал нас к себе, и звал нас к себе в этот день.

И сегодня мы с вами пришли на этот зов Церкви — прославить и Церковь нашу православную, и прославить веру нашу. И это великое утешение и радость, братья и сестры, что мы с вами — православные люди. Как когда-то говорил святой великий благоверный князь Александр Невский: «Слава Богу, мы — русские, с нами Бог». Вот это для нас с вами тоже является моментом торжества Православия.

Не так давно еще в церкви была практика чина анафематствования** так называемого, когда в церкви, особенно в кафедральных соборах протодиакона становились на особо отведенное для них место и громогласно провозглашали анафему всем, кто не православные. Всем еретикам и раскольникам, и врагам церкви. «Анафема!», громко звучало, грозно звучало под сводами храма. И вспоминают современники приснопамятного архидиакона Константина Розова, когда он этим своим громогласным голосом просто, можно сказать, рычал эти слова. И все, кто стояли в храме, с ужасом его слушая, думали: слава Богу, что это не ко мне относится, я не тот, я не среди тех, кому эта анафема сейчас провозглашается. Но анафема, чтобы вы знали, — это не проклятие, а это отлучение от церкви. То есть анафема значит человек, поучивший эту анафему, не имеет права ни в храм зайти, ни не имеет права на то, чтобы за него молились, и не имеет права участвовать в церковных таинствах. Человек, отлученный от церкви, это и есть анафема. То есть по сути провозглашался уже свершившийся факт. Все, кто не в Православии, все и так уже “анафема”. Все и так уже вне церковной ограды. Но жаль, что сейчас нет этого чина анафематствования. Это тоже очень сильная служба, объединяющая всех, в этот момент находящихся в храме, еще раз заставляющая задуматься нас с вами, какое великое благо для нас Господь сотворил и оставил нам сокровище это бесценное — веру нашу православную. Будем беречь ее, братья и сестры, будем изучать ее — свою веру, постигать ее.

Это бездонный океан —  Православие. Но тем не менее существует такая наука, как богословие. Значит, Господь призывает нас к тому и это возможно — постигать, в меру своего ограниченного разума человеческого, своих сил — но все-таки стремиться к постижению Бога, потому что это утверждает в нас веру, делает ее крепче и сильнее. Человек, который не знает своей веры, это фанатик. Слепая вера всегда опасна. И как сказал в свое время преподобный Максим исповедник: «Знание без практики — это дьявольское богословие». Вот и нам с вами нужно иметь практику духовной жизни, так, чтобы нам не подвергаться такому страшному определению.

Будем знать свою веру. Будем беречь ее. И постараемся передать ее нашим детям и внукам. Так, чтобы наша страна, наша многострадальная Россия все-таки светилась как тот маяк в океане, всему миру чтобы светила светом Христовой истины. Сколько сейчас осталось стран в мире, исповедующих православную веру? На пальцах одной руки можно пересчитать эти страны, не так их много. А Россия — это самая могучая православная держава, которую уважать вынужден весь окружающий нас мир. И слава Богу, что так. И поэтому от нас с вами зависит, насколько мощь нашей страны, насколько авторитет нашего государства и насколько вера наших предков будут приумножаться и передаваться в последующие поколения. Ответственность великая — быть православным. Потому что за нашу веру пролиты поистине реки крови мучеников и исповедников, которые бесстрашно шли на смерть, чтобы отстоять чистоту веры, чтобы сохранить ее неповрежденной и передать ее нам ее, как сокровище. Так, чтобы мы в последующие поколения эту эстафеты с вами несли.

Пусть вера эта укрепляет нас с вами в жизненном пути, пусть свет евангельской веры православной, нашей веры, светит нам и дает нам и смысл, и истину, и путь, потому что основа этой веры — воскресший Христос, Спаситель. Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная. Сия вера, вселенную утверди. Аминь.

Фото автора

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla