Наверх На главную

(Лк.10:20).

Каждый раз, приходя в Церковь в воскресный, праздничный или любой другой день за Божественной Литургией мы слышим с вами, братья и сестры, чтение Святого Евангелия. И так происходит всегда, день за днем, год за годом, в течение всей нашей земной жизни. А люди верующие стараются прочитывать Евангелие хотя бы по одной главе в день. Но как бывает страшно и жалко видеть, что человек привыкает к чтению евангельскому, к тем святым и животворящим словам, которые Господь-Спаситель произносит лично для каждого из нас. Привыкает человек настолько, что само Евангелие начинает восприниматься просто книгой и не пробуждает в сердце того восторга и умиления, которым переполнялись люди, слушающие когда-то Предтечу Господня Иоанна и святых апостолов.

Евангелие - это книга, которую торжественно выносит диакон в центр храма для чтения, которую мы берем в руки дома, стоя перед иконами. На русский язык Евангелие переводится как книга.

Но есть еще один перевод. И в этом переводе слово Евангелие приобретает совсем иное значение, а именно: Благая весть. То есть что-то совершенно новое, никогда раньше не слышанное, небывалое. И новизна эта настолько удивительна, что называется благой. Ведь мы знаем, что никто не благ, кроме Бога, а именно Он и является автором и источником этой великой вести. И если мы воспринимаем Евангелие не просто как книгу, но именно как Благую Спасительную весть, наше сердце должно каждый раз трепетно отзываться на те Слова, которыми Бог обращается к нам. Ведь каждое слово, произнесенное Христом-Жизнодавцем, и является для нас той самой благой вестью, возвещающей и открывающей для нас спасительные пути к вечной блаженной жизни.

Сегодня мы слышали с вами, братья и сестры, как Господь радовался вместе со своими учениками. В чем же заключалась эта великая радость? В спасении от греха и вечной смерти и получении обещания от Бога наследия жизни вечной. «Не радуйтесь тому, - говорит Господь-Спаситель, - что бесы вам повинуются». Изгнание нечистой силы приносит радость тому, кто получил это исцеление. Но апостолы власть эту получили даром от Бога! Истинная же радость для человека услышать слова Божии о другом. «Радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех!». А вот это уже не даром. Такие слова надо заслужить! Чем заслужили апостолы эту радость? «…вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Мф.19:27).

В книге Откровение есть место, где тайнозритель судеб Божиих святой апостол и евангелист Иоанн говорит нам о том, что, когда человек попадает в Царство Небесное, то получает от Бога таинственное имя. Оно содержит в себе как бы всю тайну человека и определяет собой то единственное и неповторимое соотношение, которое возникает между человеком и его Создателем.

Мы с вами носим имена святых, людей, живших когда-то и засвидетельствовавших святость своей жизнью. Мы как бы посвящены этим святым, как храм посвящается тому или другому святому. И, конечно, зная о земной богоугодной жизни своего святого, мы должны постараться быть похожими на него. Не прожить в точности его жизнь. А научиться тем добродетелям, в которых он когда-то преуспел. И тогда мы только можем себя считать достойными своего имени.

Но есть еще существа, которые удостоены гораздо большего. Они непосредственно видят Бога, общаются с Ним и служат Ему.

У них тоже есть свои имена. Но, как мы все называемся одним именем - люди, так и они имеют общее имя - ангелы. Ангельский мир или Небесные бесплотные силы, которых прославляет сегодня во главе с их предводителем Архистратигом Божиим Михаилом наша Святая Православная Церковь. Святитель Григорий Палама назвал ангелов вторыми светами, то есть отблесками света вечного, Божественного. Они настолько чисты и совершенны в святости, что способны принимать и пропускать через себя Благодать Божию, передавая ее нам, людям. И в этом основной смысл их служения.

Ангел - значит, вестник. Вестник Воли Господней и неутомимый, ревностный Ее исполнитель. У каждого из ангелов свое предназначение, но объединяет их пламенная любовь к Богу и горячее желание послужить Ему по слову Пророка «Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный». Они, как и мы, имеют абсолютно свободную волю, этот дар Божий. Но, один раз выбрав добро, они настолько в нем утвердились, что зло для них стало невозможным. К сожалению, не все ангелы сделали для себя такой выбор. Самый совершенный и могущественный из них Денница, то есть Ангел Света противопоставил себя Богу и восстал на Него. И за ним уклонилось в это страшное зло огромное количество других ангелов, как мы знаем из Предания, до трети всего ангельского мира. Вместе они представляли значительную силу и опасность для созданного Богом мира. Но вот Архистратиг Божий, ревнуя о славе своего Создателя и о чести ангельского достоинства, бросает клич, призыв ко всему ангельскому миру «Никто как Бог» и устремляется в бой. По-древнееврейски этот призыв звучит - «Михаил», и поэтому Архистратиг Божий был так и назван, так как имя это отражает его сущность: непримиримость ко злу и бесстрашие в борьбе с ним. На иконах его можно увидеть часто в военных доспехах, в латах, с пламенным мечом в руке и попирающим ногами дракона - символа зла.

Сегодня Господь упомянул об этой священной битве на Небесах и о победе ангельского мира во главе со своим Архистратигом над падшими ангелами и Денницей, который из Ангела света превратился в диавола. Спаситель называет бывшего Денницу сатаной, то есть противником и говорит, что видел его великое падение с небес, тем самым открывая ученикам и апостолам свое Божество. Ведь событие это произошло за несколько тысяч лет раньше их разговора.

Вся Священная история неразрывно связана с ангельским миром и их служением Богу и людям. О них мы узнаем, читая первые главы Бытия. При ликовании ангелов Бог творил видимый мир. После изгнания прародителей из Рая у входа в него встал Херувим с огненным вращающимся мечом в руке, чтобы охранять дерево жизни.

Первым видимым изображением мира духовного были ангелы. Они, созданные по повелению Божию, были поставлены Моисеем по краям Ковчега Завета. Архангел Рафаил сопровождал в образе человека Товита в путешествии, Иисусу Навину являлся Архангел Михаил перед битвой.

По исполнении времен Архангел Гавриил возвещает Пречистой Отроковице об избрании Ее Господом стать Матерью Бога по плоти. Рождается в мир Христос - и пастухи слышат дивное ангельское пение на небесах: «Слава в вышних Богу…», а затем видят ангела, возвестившего им эту радостную весть.

Ангел предупреждает святого Иосифа о непорочности обрученной ему Богоотроковицы. Он же спасает святое семейство от неминуемой гибели бегством в Египет, охраняя их покой во время путешествия.

Даже враг рода человеческого, искушая Христа-Жизнодавца, упоминает ангельский чин, приводя слова царя пророка Давида: «Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя на всех путях твоих…».

Огненным мечом ангел отсек кисти обеих рук нечестивому иудею, который пытался опрокинуть гроб Божией Матери во время Ее погребения.

И еще огромное множество других примеров, перечислить которые просто невозможно.

А в конце времен у ангельского мира будет еще одно великое служение. Они будут вместе с Богом и апостолами судить падший мир.

А что же мы с вами, братья и сестры? Можем ли мы надеяться на то, что когда-то будем хотя бы отдаленно похожи на ангелов? Способен ли человек на это? Утвердительным примером пусть послужат для нас с вами наши святые, чьи имена мы носим. Ведь многих из них называли земными ангелами за их равноангельное житие. Человек тоже способен стать вторым светом. Очистить себя от греховной скверны и сделаться способным воспринимать Божественную Благодать, подобно ангелам, и передавать ее другим. Для помощи в этом деле , в деле нашего обожения Господь даровал каждому из нас особого Ангела, Ангела-Хранителя, который неотлучно пребывает с нами с момента Святого Крещения. Он сопутствует нам во всей нашей многотрудной земной жизни, внушая добрые помыслы, заграждая путь к нашему сердцу разному злу и являясь для нас тем голосом совести, о котором каждый знает.

Мы можем отогнать Ангела-Хранителя от себя своими грехами, поскольку от человека-грешника, по свидетельству самих ангелов, исходит смрад, худший, чем от покойника и нестерпимый для святого существа. Но человеколюбивый Господь и здесь заботится о нас, давая нам способ избавиться от своего зла на исповеди. И тогда Ангел-Хранитель снова рядом, ведет нас ко спасению. Он непрестанно молится о нас пред Господом и является для нас носителем Божественной благодати.

Первое существо, которое мы увидим, выходя из своего тленного тела в таинственную минуту смерти, будет именно Ангел-Хранитель. Но свидание это будет для всех разным. От кого-то ангел отойдет, плача от жалости и не в силах помочь, а чью-то душу, как евангельского Лазаря, ангелы отнесут на лоно Авраама. Дай же, Господи, всем нам, чтобы встреча эта не обратилась в горечь стыда и ужаса за безумно прожитую жизнь, а стала для каждого из нас великой радостью и утешением.

Аминь.

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla