Наверх На главную

 

Проповедь протоиерея о. Игоря Рысенко от 3.04. 2005 г.

3-я Неделя Великого Поста. Крестопоклонная.
(Евр. 311 зач. IV,14-V; Мк.37 зач. VIII, 34- IX,I)

Так воспевает сегодня Святая Церковь благодарственную песнь Честному и Животворящему Кресту Христову и выносит его на середину храма для всеобщего поклонения и целования. И, слыша слова песнопений, каждый из нас вместе со всей Церковью, но и от себя лично, повторяет их, обращаясь ко Кресту как к живому: «Кресте, ты будь для меня сила, крепость и держава, избавитель и передовой воитель на борющих меня врагов, щит и охранитель, победа и твердыня моя, всегда соблюдая и покрывая меня» (Канон Кресту, песнь 1). Для верующего сердца Крест Христов всегда будет крестом всесильным, славой апостолов, крепостью мучеников, твердыней мужей преподобных, четвероконечной силой, немощных здравием, воскресением мертвых, исправлением падающих, умерщвлением страстей, отгнанием помыслов нечистых, основанием благочестия, губителем бесов, погибелью людей нечестивых, посрамлением врагов в Страшный Судный день. Непобедимой, непостижимой, Божественной силой крест обладает только, когда это Крест Христов. Крест, на котором как на жертвеннике, Господь принес себя на заклание во Искупление грехов падшего и погибающего человечества. Крест, на котором Спаситель мира благоизволил быть пригвожденным Своим Пречистым Телом и по которому обильно стекала Его Святая Бесценная Кровь.

Крест, на который Господь вознес грехи наши Телом Своим и пригвоздил их к нему, «чтобы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2,24). Крест, на котором Сын Божий, пострадав и умерев человеческим естеством Своим, дарует нашему естеству возможность вечного блаженства и избавления от адских мук.

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни…Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно…», - пророчествует оКрестных страданиях Спасителя мира ветхозаветный евангелист Исаия (Ис.53,1-7). И мы, взирая сегодня на Честный и Животворящий Крест Господень, умиляемся сердцем и поражаемся поистине Божественной любви к нам, грешным и недостойным, о которой нам Крест говорит. Только лишь «нас ради и нашего ради спасения» был совершен этот подвиг любви и милосердия, и принесена была немыслимая Жертва, о которой до самого момента ее совершения не знал никто из сотворенных существ. Ни ангелы Божии, ни диавол со своим полчищем падших духов. И хоть множество было пророчеств о Крестной Смерти Спасителя, но постичь эту Тайну Божественного Домостроительства и узнать в смиренном и кротком, поруганном и оплеванном, распятом и умершем на Кресте Того, Кто создал весь этот мир, - никто не смог.

И только по Славному Воскресению Своему Христос являет миру Свое Божественное величие и спешит обрадовать Пречистую Матерь Свою и учеников. Они же, после стольких горестных испытаний переживают теперь неизъяснимую радость и восторг.

Но виновник появления смерти в мире, клеветник и обманщик, отец лжи - диавол узнает в распятом человеке Господа Славы раньше всех. Узнает к своему ужасу и бесславию. Если ветхий Адам своим преслушанием подарил диаволу власть над собой и над всем миром, то Новый Адам - Христос Своей Божественной чистотой и безгрешностью, Своей неповинной и незаслуженной смертью этой власти диавола лишает. Заменив Собою праотца Адама, он дает нам другую Плоть и Кровь, ведущие к вечной Жизни. Вместо древа познания - древо крестное. Вместо руки невоздержания, тянущейся к запретному плоду, Христос мужественно распростер свои руки. Руки, пригвожденные за руку своевольную. Руки, соединяющие воедино концы мира, за руку, извергшую во Ад. Христос вознесся на Крест за Адамово падение, вкусив желчь за запретный плод, за потерянное владычество увенчанный тернием, за смерть вкусив смерть.

Диавол, желая перехитрить человека и погубить его, принимает образ змия. Господь же, чтобы скрыть от него Свою миссию на земле, принимает на себя человеческую природу и через всю Свою земную жизнь приносит Ее на Крест чистой и непорочной, приносит Ее своему Отцу как Жертву добрую и святую. Только так можно было показать, что все, что сотворил Бог, «хорошо весьма» и не было зла изначала. Что зло - этопроявление греховной воли ангела или человека, которые и несут ответственность за тот или иной выбор, на деле познавая, что такое зло, или, вернее, последствия зла.

Только так можно было упразднить державу смерти и открыть людям закрытую прежде дорогу домой, в Царство Правды и Любви, поскольку смерть, проникая в Безгрешного и не находя в Нем ничего, на что имела бы право и власть, теряет силу и разрушается. В Гефсиманском Саду перед самым арестом Господь говорил своим ученикам: «Вот идет князь мира сего и не имеет во Мне ничего».

Ничего не имел во Христе диавол изначально и по непорочности Зачатия и Рождения Христа и по Его безгрешной земной жизни. Еще в пустыне, во время 40-дневного поста и молитвы перед началом общественного служения Спасителя мира диавол, увидев, что Господь «напоследок взалкал» и тем самым проявил естественную человеческую немощь, приступил к Нему и трижды пытался искушать, предлагая различные прелести мира сего. Но не от сего мира был Говорящий с ним, и диавол отошел посрамленным и униженным. Видя, что этот Человек лишает его былой власти и могущества, ходит по земле, проповедуя покаяние, изгоняет бесов из душ одержимых ими, исцеляет страдающих одним появлением Своим, воскрешает мертвых - не только недавно умерших, но и даже испытавших тление, объявляет всем, что приблизилось Царство Небесное, приводит грешников к образу жизни, противоположному тому, чему учит их враг рода человеческого, видя, что этот Человек и ученикам Своим дает власть над миром духов злобы и, ничего не имея в Нем для его погибели, диавол всю свою злобу и зависть всевает в сердца иудейских старейшин и фарисеев, которых Христос неоднократно обличал за их коварство и неверие. И не только всевает злобу, но влечет их мысли к убийству, к самой страшной и позорной казни на кресте, приемлемой только в отношении злодеев, думая тем самым само Имя Его сделать позорным, а Святую Душу заполучить себе. Но Кровь Господня, которую так старался пролить диавол, не только не принесла ему ожидаемой пользы и спокойствия, но, наоборот, крепко связала его, поскольку обладает несокрушимой Божественной силой.

И Крест из орудия пытки и страшной мучительной смерти становится непобедимым и непостижимым оружием в борьбе со злом, мира непобедимого победою, мечом обоюдоострым, лествицей, возводящей от земли на Небо. Потому что на нем страдал и пролил Свою Пречестную Кровь Сам Бог, избавляя нас от клятвы (или проклятия), Сам сделавшись за нас клятвою.

И нам, чтобы беспрепятственно взойти по этой лествице и получить венцы нетления, чтобы суметь воспользоваться этим страшным для врагов оружием, необходимо услышать в самом сердце своем те слова, которые Господь произнес в сегодняшнем Евангелии: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк 8,34). Спаситель не предлагает нам ношение Своего Креста, поскольку это невозможно для слабого и грешного человека, а, как бы раздробив Свой Крест на множество малых, дает их каждому из нас, чтобы мы, соответственно своим силам, смогли достойно и мужественно пронести свой собственный крест, возложенный на наши плечи Самим Господом. А чтобы эта ноша не казалась нам непосильной, мы должны научиться у Бога, что значит «отвергнуться себя». Это значит: отвергнуться от своей гордости и тщеславия, исторгнуть из глубины своей души все то, что ее отравляет, убивает, делает неспособной радоваться о Господе и жить соответственно своему высокому богоподобному званию. Научится любить своего Создателя и Спасителя больше, чем кого бы то ни было, а, в первую очередь, больше, чем себя и соделаться достойными чадами благодати. Отвергнуться себя - значит, отказаться от своей воли, богоподобной по свободе выбора, но искалеченной грехом и поэтому более тяготеющей ко злу, нежели к добру. При этом знать, что Господь всем человекам желает спастись и в разум истины прийти, и что Он на то и пришел в мир, пострадал, умер на Кресте и тридневно воскрес, чтобы нам подарить наше воскресение из мертвых и чтобы мы имели в себе жизнь и жизнь с избытком благодати. Знать и помнить это, почаще вспоминать слова Спасителя в Гефсиманском Саду в час наших испытаний и лишений или когда мы не в силах осознать и принять происходящее с нами. «Не моя воля, но Твоя, Господи, да будет!» А если скорби и болезни, эти пластыри и духовные мази на греховные язвы нашей души, посылаемые нам Спасителем, кажутся нам слишком горькими, непосильными и чрезмерными, если мы унываем оттого, что мало радостных дней бывает в нашей жизни, услышим слова Христовы: «В мире скорби будете! Как Меня мир ненавидел, так и вас ненавидеть будет! Ученик не больше своего Учителя. Если бы вы были от мира - мир свое любил бы, а так как вы не от сего мира, но Я избрал вас от мира, - мир вас ненавидит». Говорит Господь о том мире, который во зле лежит и злом погибает.

Земля, на которой мы живем, не место для услаждения и веселия, а место ссылки, куда был изгнан первый человек из Рая и сидя напротив Него, рыдал. Никто не видел и Христа во время его земной жизни смеющимся, но очень часто печальным и плачущим об окаменении сердец окружавших его людей.

«Невозможно получить Царствие иначе, как через Крест», - утверждает святой Иоанн Златоуст. И если это так, если мы, действительно, хотим пойти за Христом до конца, туда, где ждет нас вечное блаженство и слава, если мы действительно дети Божии- сонаследники Христа, то тогда мы должны подражать Ему во всем - и в жизни Его, и в Его смерти. Чтобы прославиться со Христом, надо сначала с Ним пострадать. «А иже Христовы суть - плоть распяша со страстьми и похотьми».

Поэтому, поклоняясь и лобызая сегодня Пречестной и Животворящий Крест Господень и ужасаясь Величию Божественной Любви, явленной нам Распятым за нас, нашего ради спасения Христом - Жизнодавцем, отвергнемся себя, покрепче возьмем каждый свой крест как единственный залог нашего будущего блаженства и славы и пойдем за нашим Спасителем, имея свои сердца уязвленными любовью к Нему, подобно тому, как он был уязвлен за нас гвоздями и копием на Кресте. Аминь.

Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla