Наверх На главную

	Великий пост - духовная весна

И одно из ее знамений - литургия Преждеосвященных Даров, которая в православных храмах служится в среду и пятницу.

Это - одна из самых красивых великопостных служб. Не всегда у верующих есть возможность молиться на всех службах, но многие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на этой литургии и причаститься Святых Христовых Таин.

К сожалению, для многих христиан, живущих в миру, эта литургия почти неведома. Совершается она в будние дни. В воскресные дни храм снова наполнится прихожанами, но будет совершаться уже не великопостное, а воскресное богослужение.

Евхаристия, которая совершается на Божественной литургии,— это всегда праздник, торжество Церкви и радость благодарения. В период Четыредесятницы (Великий Пост длится около сорока дней) Святая Церковь установила совершать Божественную литургию только в субботние и воскресные дни, когда пост немного ослабляется.

И для того, чтобы не лишить христиан причащения Святых Таин на целую седмицу (неделю), чтобы укрепить их в духовном подвиге поста, церковный Устав предписывает совершать особое чинопоследование, называемое литургией Преждеосвященных Даров.

Основное отличие литургии Преждеосвященных Даров — это древнее вечернее богослужение (так предполагает Устав Церкви) среды и пятка. Время суток, определенное Уставом для этой службы, обусловлено тем, что в среду и пяток Великого поста вкушение пищи предписывается только после захода солнца. Поэтому и Божественная Трапеза поставляется на вечернем богослужении. К вечерне добавляется особый чин причащения Христовых Таин, которые были освящены накануне, за полной воскресной литургией. Отсюда и происходит название — Преждеосвященная.

К сожалению, сейчас эта практика отсутствует, и в основном литургия служится по утрам.

Между чтением паремий (текстов священного Писания) отверзаются царские врата, и священник с зажженной свечой и кадилом в руках благословляет молящихся словами: «Свет Христов просвещает всех». Молящиеся с чувством смирения и благоговения опускаются на колени, до земли преклоняя свои главы. Горящая свеча — символ Христа, Света мира.

После второй паремии народ преклоняет колена и с умилением воссылает ко Господу свой молитвенный глас «Да исправиться молитва моя яко кадило пред Тобою. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего».

И еще одна отличительная особенность – вместо Херувимской поется «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится», потому что в это время переносятся c жертвенника на престол уже освященные дары, - Тело и Кровь Господа - Святое Причастие.

Причащение мирян имеет одну особенность: за литургией Преждеосвященных Даров не приобщают грудных младенцев, которые не способны еще вкушать твердой пищи.

	Великий пост - духовная весна

Невозможно совершать великопостное странствие, не осмыслив его цели и содержания. Игнорируя же богослужения будничных дней Святого поста, а особенно — литургии Преждеосвященных Даров, мы лишаем себя не только приобщения к красоте и глубине церковной молитвы, но и того, что придает нашему посту смысл и претворяет его из поста гастрономического в пост истинный — духовный и «благоугодный Господеви».

После завершения недавней литургии Преждеосвященных Даров в Богоявленском храме Миасса настоятель протоиерей Игорь Рысенко сказал на проповеди прихожанам:

- Завершилась вторая неделя Великого поста. Сегодня мы молились на очередной литургии Преждеосвященных Даров, необычной, долгой службе, настраивающей на великопостные размышления, осмысление собственной жизни. Те, кто не успел еще этого сделать, имеют время осознать свои прегрешения, покаяться в них, попытаться изменить себя к лучшему. Ну, а тем, кто достойно совершает подвиг поста, желательно помнить, что темные одежды, земные поклоны - это лишь в храме, а дома только в случае, если близкие разделяют ваш православный подход к этому испытанию. В миру пусть будут обычные одежды, обычное выражение лица, чтобы не соблазнить ближнего на мысли: вот идет христианин, сейчас у него пост, а потому он носит все темное, у него такое скорбное и сумрачное лицо.

Кроме того, нельзя забывать, что пост у православного верующего осуществляется, прежде всего, в его сердце - в осмыслении и искоренении греховных наклонностей и помыслов, в делании добрых дел, в поддержке ближних.

Да, пост - это печаль о душе, запутавшейся в мирских страстях, слезы покаяния. Но одновременно Великий пост - это духовная весна. Это радость от того, что вы прикладываете усилия к очищению своей души, а Господь этому всемерно содействует. Это радость от ощущения Божией благодати, которая явственно приходит к тем, кто старается время Святой Четыредесятницы прожить с максимальной пользой для собственной души. Для них впереди еще большая радость, так как ожидаются особые и праздничные богослужения - стояние святой Марии Египетской, Благовещение Пресвятой Богородицы, Вербное Воскресение, и, наконец, Страстная седмица и Пасха - венец Великого поста, «праздников праздник и торжество из торжеств».

Галина Александрова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla