Табынская икона Божией Матери представляет собой один из ранних списков (увеличенная копия) Казанской иконы Богородицы. Эта икона находилась в селе Табынском Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Обретена она была в первой четверти XVII века одним иеродиаконом Вознесенской пустыни, которая существовала близ Табынска с начала XVII века до сеитовского бунта 1676 года.
После гибели пустыни икона исчезла и вновь была обретена на том же самом месте — соляном источнике, названном Святым ключом со времени первого обретения иконы. Башкиры, обнаружившие икону, надругались над ней, а после раскаялись. Один из них крестился, а впоследствии принял монашеский постриг. Икона была поставлена в Вознесенской церкви села Табынска.
И в память третьего обретения св. иконы было установлено ежегодное празднование этого события в 9-ю пятницу по Пасхе, а в следующее за ней воскресенье совершается торжественный крестный ход со св. иконою на Святой ключ, к месту ее обретения. Так было положено начало крестному ходу с Табынской иконой Божией Матери.
В 1831 году в Табынск пришла эпидемия холеры, от которой умерли многие жители. Веря в заступничество Царицы Небесной, крестьяне подняли образ и крестным ходом с молитвами обошли все село. «На третий день после того молебствия во всем селе не было ни одного больного» (Российский Государственный Исторический архив Ф. 796).
Когда в 1848 году холера вновь бушевала в Оренбургском крае, наученные опытом табынцев, граждане Стерлитамака и Оренбурга просили епархиальные и гражданские власти разрешить им принести чудотворный образ Пресвятой Богородицы в эти города. Несколько первых ходов преосвященный Иоанникий, епископ Оренбургский, ввиду чрезвычайных обстоятельств разрешал своей властью. В 1856 г. было получено разрешение Св. Синода на принесение Табынской иконы в города Стерлитамак и Оренбург. Этот год стал годом официального установления крестного хода.
Порядок следования иконы по епархии публиковался в «Оренбургских епархиальных ведомостях», так что причты всех церквей, лежащих на пути крестного хода, заранее знали, когда икона будет в их селении. По установленному порядку икона из села Табынска выносилась после 9 пятницы по Пасхе и вскоре вступала на территорию Оренбургской епархии по Верхнеуральскому уезду, заносилась в города Верхнеуральск, Троицк, Орск, а также при ранней Пасхе посещала Челябинск и Кустанай с их уездами. Затем икону вносили в Оренбург, а после пребывания в нем некоторое время двигалась по Оренбургскому уезду, а после входила в Самарскую губернию, иногда захватывая Уральск (город в низовьях Волги). Длина крестного хода с Табынской иконой составляла около 2000 километров.
Значение этого крестного хода было высказано одним благочинным: «посещение чудотворной иконы имеет громадное влияние на подъем религиозного чувства». Миссионерское значение крестного хода признавали в XIX в. и гражданские власти. Оренбургский генерал-губернатор Николай Андреевич Крыжановский в отношении к Св. Синоду писал, что в поиске путей сближения раскола с господствующей церковью, он «нашел в особом уважении, которое не только сектанты Оренбургской губернии, но и раскольники Уральского войска питают к чудотворной Табынской иконе Божией Матери» (Российский Государственный Исторический архив Ф. 796)
Все авторы, описывавшие посещение Табынской иконой Божией Матери какого-либо места, отмечали необычайное стечение народа, радость, религиозное усердие верующих. «Святая искра веры не была в нас окончательно подавлена земным, но тихо тлела в сердцах наших — и вот эта искра теперь превратилась в пламень», - писал священник Григорий Евладов, участвовавший в крестном ходе в Уральске.
В Оренбургском государственном архиве мне попался интересный документ, раскрывающий процесс признания чудесного исцеления от Табынской иконы Божией Матери. Он содержит показания самой исцеленной, свидетелей этого события и свидетельство врача о том, что никакие лекарственные средства не применялись, и исцеление произошло чудесным образом.
Марья Гайдина, девица 22 лет из казачьего сословия, жила с матерью в поселке Верхнеозерном. С 13 лет у неё болели ноги, так что она не могла ходить и перемещалась только на четвереньках. Услышав звон к встрече Табынской иконы Божией Матери, Марье очень захотелось Её увидеть. Она, по обыкновению, выползла на улицу, «и как только увидела Её, Царицу Небесную, вдруг сверх всякаго ожидания почувствовала в ногах облегчение, тотчас встала на ноги, перешла через улицу, и, посидев около одного дому, отправилась домой, не показывая виду, что стало мне легче».
«Потом, когда принесли икону в наш дом и перенесли через меня, мне стало ещё легче, но и тут я никому не сказала». Тайна действия силы Божией открылась вскоре во время сильного пожара, начавшегося в их поселке. Марья стала вытаскивать из дома на улицу вещи и была замечена соседями. Марья и не чаяла такой помощи: Божия Матерь сама смилостивилась над ней и подала исцеление! И сегодня люди получают помощь от Бога по сердечном сокрушении перед Табынским образом Божией Матери!
«Взбранной Воеводе рода христианскаго и страны нашея известной Избавительнице, хвалебныя песни принесем вернии Деве владычице Богородице. Ты же яко имущая милосердие неизреченное, от всяких ине скорбных обстояний свободи, да с любовию зовем Ти: Радуйся, Похвало Табынская и всего мира Надеждо и Утешение».
- Подробности
- Автор: Ольга Никифорова
- Категория: Святыни и чудеса
- Просмотров: 3868