Наверх На главную

	Не от мира сего

На Рождество я поехал в Верхотурье. Уже в который раз отправился лечить душу Божьей благодатью. В этом православном центре Урала, известном своим Свято-Николаевским мужским монастырем, ее ищут и находят многие страждущие. Хотелось также встретиться и поговорить с земляками-южноуральцами, отказавшимися от мирской жизни - монахами, послушниками. Здесь их несколько человек.

...В праздничном богослужении участвовали все шесть иеромонахов обители. Их белые облачения подчеркивали торжественность службы. Еле уловимый запах пихт, украшавших предалтарную часть, смешанный с ладаном, носился по храму, очищая головы нескольких сотен присутствовавших богомольцев от суетного, преходящего. Никогда прежде не доводилось видеть в храмах столько зажженных свечей, столько одухотворенных лиц. В пятом часу утра литургия завершилась причащением исповедников и радостным колокольным перезвоном, наполнившим душу восторгом и трепетом.

Накануне я любовался архитектурными раритетами монастыря, самого крупного и красивого на Урале. С замиранием сердца ступил на мраморный пол величественного Крестовоздвиженского собора, третьего по величине в России, где минувшей осенью служил сам патриарх Алексий II и где завершают великолепную богатую отделку…

 

Николаевская обитель: на круги своя

Мужской монастырь в Верхотурье, первый на Урале, возник в 1604 году. Он был назван во имя святого чудотворца Николы. Обустраивать его начал пришедший из центральной Руси черный поп Иона, получивший поддержку царя Бориса Годунова. По державному распоряжению игумен и его помощник дьячок получили не только строительные материалы, но и денежное содержание. В 1621 году в обители проживало шесть старцев, в 1651 году - 12 монахов. В 1700 году монастырская братия насчитывала 16 человек. Владея пашней, развивая хозяйство, братия нуждалась в дополнительных рабочих руках и деньгах. Потому у монастыря стали появляться наемные рабочие и половники (арендующие монастырскую землю крестьяне). А также вкладчики - бывшие служилые люди и свободные крестьяне, которые, сделав денежный или имущественный вклад, жили в монастыре, не принимая пострига. Государственная политика была такова, что монастыри то ущемляли, то одаривали новыми пашнями и покосами. Верхотурская обитель свою пахотную вотчину сдала в аренду местному мещанину. Добившись перевода в более высокий ранг, получила возможность содержать по штату 17 монахов. Сверх того - за счет собственных доходов.

 

	Не от мира сего

В Свято-Николаевский монастырь едут отовсюду;

 

Все время не прекращалось строительство монастырских зданий и храмов - сначала деревянных, затем каменных. Появились ремесленные мастерские, кузница, библиотека, духовное училище, преобразованное затем в церковно-приходскую школу.

С начала XIX века заметно нарастает каменное строительство. Спустя сто лет Николаевский монастырь, по свидетельству современников, «поражал красотой, богатством и роскошью». Ежегодно его посещало более 60 тысяч богомольцев, приходивших поклониться мощам праведного Симеона (обитель обрела их в 1704 году).

В советское время верхотурские святыни были если не разрушены, то осквернены. На месте разоренного монастыря открыли колонию для несовершеннолетних преступников. Возрождение началось в 1990 году благодаря подвижничеству местных жителей и наместника отца Тихона, а также значительной поддержке предпринимателей и властей Свердловской области.

Продолжающимся обустройством (уже без былых денежных вливаний) ныне занимается братия во главе с игуменом Филиппом. Некоторые здания, а также немалый участок кремля требуют основательного ремонта, осуществить который планирует областное правительство.

- Что касается численности монашествующих насельников, - сказал отец Филипп, приняв меня в своем архиерейском кабинете, - она практически не меняется все последние годы - около 30 человек. Уйдет два-три послушника, столько же трудников наденут подрясники. Количество трудников разное, но немногие живут у нас больше года, желая принять иночество. Обычно приходят, чтобы перебиться в сложных жизненных обстоятельствах.

 

Настоятель Филипп и благочинный Митрофан

Игумен отец Филипп довольно молод, но пользуется непререкаемым авторитетом не только у верующих, но и у властей города. Доступен, обладает большой доброжелательностью и терпимостью к людям. Сужу по весьма приветливому обхождению с паломниками, подходящими за советом и благословением, по мягкому, ровному голосу.

- Выходцы с Южного Урала - в числе наиболее крепких в вере насельников монастыря, - ответил он на мой вопрос. - Почтением братии пользуются златоустовец отец Митрофан, он же благочинный, а также челябинец отец Симеон. Усердны в духовных и монастырских трудах послушники Игорь и Владимир из Челябинска, Александр из Еманжелинска. На Игоре и Владимире держится наш хор, у них регентские обязанности. Игорь к тому же прекрасный специалист по компьютерам, так нужный нам, а Владимир руководит воскресной школой. Александр - гостиничный, и это свое послушание выполняет хорошо. Про него у нас ходит такая байка. Приезжал из областного центра врач, кандидат медицинских наук, обследовал служителей монастыря. Александр его удивил. Он сказал доктору: раньше, в миру, только и знал, что болел, а ныне - полностью здоров, исцелен духом святым.

Я спросил про роль монастыря в сравнении с прошлыми веками, когда монахи были истовыми молитвенниками за судьбы Отечества. Наместник раздумчиво ответил:

- Поостережемся сравнивать сегодняшнюю верхотурскую братию с теми, кто в прежние времена населял эту обитель и духовными подвигами созидал для нее славу светильника православия на Урале. Мы только у начала пути к этому. К тому же строительные и реставрационные работы, что идут на территории монастыря, отчасти заслоняют для братии стяжение духовных сокровищ, утерянных этим некогда святым местом.

Заговорил я про южноуральскую диаспору в монастыре и с отцом Митрофаном, высоким, статным иеромонахом, с окладистой бородой, с наставительными нотками в бодро звучащем, но спокойно и уважительно настроенном голосе.

- У нас среди братьев нет землячества в мирском понимании этого слова, - сказал он. - Сближение происходит на иной основе - духовной, дружеской. Редко между собой ведем беседы о том, из каких ты мест. А вот в общении с паломниками с Южного Урала нет-нет да проскользнет ностальгический интерес, а, встретив златоустовца, уж точно не могу удержаться от расспросов о родном городе. Больше всего, конечно, интересует, как духовно окормляется верующее население, как служат и каким авторитетом пользуются священники.

Расспрашивать насельников о том, как и зачем они отказались от мирских благ - затея, предупредили меня, пустая. Однако, не иначе как волею свыше, несколько задушевных бесед с обитателями монастыря состоялось. Правда, с послушниками. Но это как раз не менее, если не более может быть любопытно читателю. Поскольку послушник в сердце своем еще несет отпечатки прежнего своего мироощущения, в то же время напрягает силы для перехода в иное духовно-эмоциональное состояние.

 

Послушник Игорь

После богослужения поднялся на площадку, где располагается клирос. Здесь без труда нашел регента Игоря. Улыбчивое, открытое лицо, словно распахнутое в душу собеседника. Ему на вид лет 35, одет в черное, как и другие братья. Узнаю, что за плечами у него - военное училище, работа в научно-исследовательском институте, а по музыкальной части - музыкальная школа, хор училища, завоевывавший призовые места в воинском ведомстве, хор мирской церкви.

 

Не от мира сего

Православные монахи

- Разочарования? Нравственный поиск? - переспрашивает он. - У нас такие понятия не в ходу. Все гораздо проще. Духовная жизнь, когда она явственно предстает, диктует свои правила, которые и приводят туда, где ты для своей души и других людей станешь наиболее полезен. У меня несколько светских специальностей, но радости, удовлетворения от работы в миру испытывал мало, какие бы старания ни прилагал. Вроде нашел свое место в челябинском Свято-Троицком храме, где нес разную службу, в том числе пел в хоре, был библиотекарем, регентом. (Туда меня привел отец, который работает в оперном театре и одновременно поет в церковном хоре). Но продолжал тяготиться, когда возвращался из церкви в мирскую круговерть: каждодневная суета и спешка смущали, угнетали душу. Никак не устраивалась и семейная жизнь, хотя спутниц искал из числа верующих. Приехав сюда, ощутил промысел Божий о себе, настоящее умиротворение. Сердцу открылась истинная радость...

 

Послушник Владимир

Божьим промыслом объяснил свое пребывание в монастыре и послушник Владимир из Челябинска. Причем промысел этот он представляет в виде узкого мостика через пропасть. Непозволительные шаги вправо или влево, и ты скатываешься в бездну. Вернее - твоя душа соскальзывает туда. Перед тем, как увидеть перед собой эту, различимую только духовным зрением тропу, он окончил институт железнодорожного транспорта, трудился в управлении ЖД, сменил еще несколько работ, также оказавшихся не по душе, и закончил мирскую стезю дворником.

- Я состоял в партии и одновременно тянулся к Богу. Свои религиозные устремления не скрывал, а потому не пользовался благосклонностью начальства. Оно старалось поскорей избавиться от меня, - рассказывает он. - Время было тогда атеистическое, на верующих смотрели как на чокнутых.

Узнаю: у Владимира в Челябинске остались жена и две дочери. Спрашиваю, не тоскует ли по ним, не чувствует ли за собой вины.

- Вы знаете, - отвечает, - когда прежде непрестанно опекал дочек, трясся над каждым их шагом, неприятностей у девочек моих случалось больше, нежели, насколько знаю, сейчас. Каждодневно молюсь о них, и, верю, Господь по молитве моей заботится о моих дочерях. Перед тем, как уйти в монастырь, доработал до пенсии, всю ее перечисляю семье.

- Конечно, невелика пенсия у бывшего дворника, - продолжает он. - Но в свое время для меня это была, пожалуй, единственная работа, на которой мог и заработок в дом приносить, и свободно следовать зову сердца, посещая церковь и утром, и вечером.

Владимир - общительный и благодушный человек. Он помог мне встретиться и поговорить с монашествующими насельниками. Охотно показал свою келью, не пожалел фотографий для газеты.

 

Послушник Александр

У него, гостиничного, в рождественский праздник хлопот - выше крыши: паломники все прибывают, а количество мест в гостевых кельях ограничено. Устанавливал кровати в коридоре, расселял в другие здания. А главное - заботился о хорошем душерасположении гостей, приезжавших отовсюду за духовными дарами. Несмотря на занятость, Александр уделил мне столько времени, сколько потребовалось. Напоил горячим кофе, подарил кое-что из духовных книг.

- Я свой путь к монашеству начал, не поверите, с кладбища, - поведал он. - В прямом, можно сказать, и в переносном смыслах. Грешен: случались со мной запои. Несколько раз был при смерти, присутствие костлявой чувствовал перед собой, как вас сейчас. С другой стороны, именно на кладбище впервые по-настоящему задумался о бренности жизни. А однажды уловил некую благодать, исходящую из могил праведников и молитвенников. Иной только помирать собирается, а уже источает зловоние. Другой - годами, десятилетиями в могиле не тлеет. Все это совершается по духовным законам, которым с тех пор стараюсь следовать. Забыл вкус спиртного, а с ним и многие болезни.

У Александра дети - уже взрослые. Причем пережил он большое несчастье - смерть старшей дочери. Это и многое другое толкнуло его к раскаянию, к переустройству собственной жизни. Стал посещать церковь, ездить по святым местам, несколько месяцев жил в Воскресенском монастыре, что в Саткинском районе. Но там, по его словам, богослужения не так часты и «вольностей» больше, чем требуется для подлинной очистки души. Благословившись у духовника, отправился в Верхотурье, где и обрел душевное равновесие.

 

Матушка Елизавета и монашеский крест

В прошлые поездки в Верхотурье я не раз останавливался у бывшей жительницы Миасса Людмилы Захаровны Ягодиной. Вместе с ней переехала и старшая дочка Виктория, пишущая иконы для Крестовоздвиженского собора. Не так давно мать приняла иночество с именем Елисавета. Она продолжает ухаживать за больным архимандритом Спиридоном, к которому тут относятся с благоговением как к старцу-провидцу. Очень сильное впечатление произвел на меня старец, когда мать Елисавета привела к нему. Невозможно передать словами. Представилось, сколько человеческих жизней осветил он своим участием и советом, наставляя на путь истинный. Меня он благословил писать репортажи и очерки на духовные темы…

- Проживала со мной послушница, тоже из Миасса, - говорила матушка, потчуя меня праздничным тортом.- Молоденькая девушка, начитавшаяся книг о монастырях. Не нашли с ней общего языка, собралась она в другие края. Не в осуждение ее, а в назидание другим скажу: крест послушничества, а тем более монашества лишен того романтизма, что представляется по духовной неопытности. Путь к постригу пролегает через безусловное подчинение духовному наставнику и постоянное принуждение себя к труду - духовному, физическому...

 

Поддержка свыше

...Братия поднимается рано - в половине шестого все на ногах. До утренней церковной службы предстоит и в келье помолиться, и разных бытовых дел переделать. После обеденной трапезы выпадает час-другой для отдыха, а затем снова впрягают себя насельники во всевозможные послушания, коих в связи с продолжающей реставрацией монастырских зданий предостаточно. С пяти вечера вновь служба...

Вообще, зачем люди уходят в монастыри, задастся вопросом иной маловерный читатель, видящий в этом только отлучение себя от мирских радостей. Добавлю: кроме общечеловеческих тягот, связанных с выполнением нелегких, как правило, послушаний, обитатели монастыря непрестанно испытывают многие искушения и скорби. «Вражье окружение», как объяснили мне, удваивает свои козни, едва человек удалится за монастырские стены. Потому оступиться в пропасть здесь куда легче, чем в миру.

- Трудно? Еще как! - отвечая на вопрос, размышляет о своем послушничестве Александр. - Если бы не каждодневная подпитка свыше, приходящая с молитвой, давно бы, наверное, сделал ноги. Ну а, вкусив радости, что дарует Господь, начинаешь воочию видеть ничтожность и пагубность житейских удовольствий. В миру я погибал и душевно, и телесно, тут исцеляюсь....

 

Возрождение духа

Что сказать в заключение? Монахи испокон веков служили примером для мирян. И не только в духовном обновлении себя, являя молитвенное радение, смирение и подвижничество в заботе о ближних. Сегодня они немало делают для возрождения православной веры и культуры. Участвуют в стройках, пишут иконы. Наставляют, помогают советом всем жаждущим их сочувствия и участия.

Пришлось и мне «поработать» со своими привычками и манерами. В кельи послушников не просто стучусь, а с молитвой, ожидая ответного «аминь» в качестве разрешения войти. Когда-то подобное бытовало и в миру: молитвой сопровождали стук в двери. Вместо «спасибо», исконный смысл которого мы не всегда осознаем (Спаси, Бог), благодарю привычным прежде высоким обращением «Спаси вас, Господи» или просто «Спаси, Господи». С удивлением наблюдал: во время трапезы кто-то из братии читает жития святых, чтобы потребляющие пищу не предавались за столом пустым разговорам. Любое дело монахи и послушники начинают с молитвы. Что, опять же, было в традициях православных россиян на протяжении десятка веков. Более всего пекутся о таком расположении собственной души, которое размягчало бы ее любовью, милосердием, любомудрием. Высоко чтят благословение иерарха и духовную книгу.

Верю, придет время, когда возрожденные старые и образующиеся новые монастыри большинством наших сограждан будут восприниматься не как некие экзотические объекты, а очагами высокой духовности и культуры. Уже сейчас многочисленные паломники находят в них не только отсветы нездешней благодати. Они зачастую получают тут бесценные духовные наставления и жизненные советы, помогающие достойно претерпевать нелегкие годины, болезни, обретать себя лучших...

Валерий Еремин, глава из книги "Крест и свет"
г. Верхотурье, 2001 г.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla