Наверх На главную

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:27).

Сегодняшнее воскресное Евангелие, братья и сестры, повествует нам притчу, рассказанную Господом Спасителем в ответ на вопрос некоего человека – законника, как он именуется в Евангелии, который спросил у Господа «кто мой ближний?»

Начался этот диалог несколько отдаленно. «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» - спрашивает Его этот законник (Лк.10:25). То есть, какая заповедь в Законе самая главная? Но если этот человек именуется евангелистом Лукой законником, значит, он по определению должен был знать ответ на этот вопрос. И поскольку он всё-таки его задал, это нам говорит о том, что задал он его не с целью получить ответ, а с целью попытаться ввести в искушение Спасителя мира, попробовать уловить Его в какой-либо неточности или неправильном ответе на вопрос «какая заповедь большая?» На что Господь ему отвечает: «в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк.10:26-27). В параллельных Евангелиях мы читаем продолжение этой мысли, Господь отвечает, что на этих двух заповедях основаны все остальные заповеди. То есть, весь Закон, данный через Моисея и других пророков.

Две заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему. По сути, Христос ставит между двумя этими заповедями знак равенства. И вот законник в ответ на это спрашивает, кто же мой ближний тогда? По закону ветхому, по закону Моисея, и фарисеи так учили, были в этом уверены, что так оно и есть, что любить нужно было только действительно своего ближнего в буквальном смысле, то есть родственника, единоплеменника. Того, кто тебе в этот момент ближе всех по жизни, может быть, от кого ты зависишь, кто тебе выгоден. Всех остальных можно было ненавидеть: люби ближнего, и ненавидь врага своего. А Господь принес другой закон, закон любви. Как Он говорил впоследствии: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин.15:13). Или в другом месте: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44).

И, конечно, в сознании фарисеев, законников, законоучителей, современников Христа это не укладывалось. Не понятно им было, как это так, как это может быть: человек, который тебя ненавидит, - и любить его? Поэтому законник и спрашивает: «кто мой ближний?» Вот Господь эту притчу о милосердном самарянине, как она называется, рассказал.

О чем эта притча? Шел некий человек из Иерусалима в Иерихон, из города в город по дороге, напали на него разбойники, избили, ограбили, бросили на дороге умирать. Вот он, еле жив, лежит на обочине. Мимо проходит священник: не остановился, не оказал никакой помощи, мимо прошел. Прошел левит, то есть церковнослужитель, тот человек, который прислуживает при Храме Соломоновом: также ускорил шаг, отвернувшись в сторону, поспешил удалиться.

А потом, Господь говорит, едет некий самарянин: человек из племени, которое смешалось в своё время с язычниками, и иудеи этот народ самарян даже и за людей не считали, презирали их, с ними нельзя было не то, что разговаривать, даже за один стол сесть, считали их предателями, иноверцами. Но Господь, мы видим, неоднократно намеренно в Своих притчах использует образ именно самарянина или самарянки, людей из этого враждебного иудеям племени, и показывает их в противопоставление иудеям именно как людей, достигших определенных добродетелей, показывая при этом, что не важно, какого ты племени, важно, что у тебя  тот момент в сердце происходит. Господь пришел всех людей спасти – от востока и до запада, со всех сторон света.

Вот этот самарянин едет на ослике и видит лежащего на обочине дороги умирающего человека, останавливается, слезает с ослика своего, подходит, перевязывает раны умирающему, обрабатывает раны, возливая на них масло и вино – те средства, которые в дороге более всего пригодны для лечения: вино обеззараживает рану, а масло смягчает, уменьшает боль. Перевязывает его и кладет на свой скот, то есть на ослика своего возлагает, везет в ближайшую гостиницу, отдает его хозяину гостиницы, дает тому денег, и говорит: вот тебе деньги, ухаживай за ним, я на обратном пути, когда буду возвращаться, заеду, проверю – как он здесь. Если ты истратишь больше денег, чем я тебе дал, я тебе возмещу (Лк.10:35). То есть полностью, от начала до конца, проявил заботу об этом человеке. Всё сделал для того, чтобы спасти его, чтобы помочь ему. А потом поехал дальше по своим делам.

И вот Христос спрашивает законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк.10:36). И этот законник был вынужден признать факт: тот ему ближний, кто оказал ему милость. И тогда Господь, завершая сегодняшнее евангельское чтение, говорит: «иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37).

«Иди, и ты поступай так же» - этот призыв звучит и для нас с вами сегодня через две тысячи лет от Самого Христа. Что это за притча, о чем она говорит нам с вами? Кто такой ближний, как мы это с вами понимаем? Ведь и в наше время общепринятое мнение о ближнем - ближний это тот, кто тебе действительно близок, которого ты знаешь, кто тебе дорог, которого ты любишь, родственник твой, или ещё по каким-то, может быть, корыстным соображениям, кому можно оказывать милость, ожидая взамен что-то для себя, какую-то выгоду. Но когда тебя не любят, когда тебя ненавидят или когда тебя унижают, о какой любви здесь можно говорить? И как такого человека можно воспринимать своим ближним?

Вот как раз Господь в этой притче и указывает нам – как, кто такой ближний и как можно научиться любить ближнего, как самого себя, к чему Господь нас призывает. Это очень непросто сделать. А, прежде всего, здесь нам Господь говорит о том, что ближний - тот человек, который в данный момент в нашей с вами жизни оказался на нашем жизненном пути, кто перед нами в какой-то момент предстал, или рядом, может быть, сейчас стоит плечом к плечу, тот, кто нуждается в нашей помощи, и, может быть, никогда и не скажет об этом сам вслух по стыду, или по скромности своей будет молчать. Ведь мы знаем с вами, братья и сестры, из церковной истории, из жизни примеры, когда люди сами искали таких нуждающихся в помощи: достаточно вспомнить святителя Николая Чудотворца, который одевался, по ночам выходил и выискивал нуждающихся в помощи людей. Наш Стефан Пермский, наш Феофан Затворник – эти люди славились добродетелями, приходили ночью в темницы, приходили в больницы к людям страждущим, несчастным, обездоленным, и чем могли, последним, как говорится, делились, отдавали от себя. Святой праведный Иоанн Кронштадский: он часто приходил домой даже без обуви, потому что всё с себя снимал, отдавал людям нуждающимся. Одной рукой брал приношения, тут же другой рукой отдавал, забывая при этом, сколько он взял и отдал.

Ближний наш. Господь нас учит с вами, что за каждым таким человеком, повстречавшимся нам на нашем жизненном пути, Сам Христос стоит. Он привел на наш жизненный путь того или другого человека. И как бы проверяя нас, что мы будем делать, стоит и смотрит на нас, и ждет нашего ответа, наших действий.

Ведь очень просто было поступить так, как поступили вот эти священник и левит. Объективно если посмотреть, возможно, по закону, они были и правы, оправдывая себя тем, что они спешили в храм, спешили на богослужение. А по закону Моисея, если иудей прикоснулся к окровавленному телу, он сам осквернялся, становился нечистым, и священник не мог уже потом совершать богослужение после этого, ему нужно было пройти обряд очищения, который мог вплоть до недели продолжаться. Он мог потерять возможность совершить богослужение, может быть, опять же, какую-то свою выгоду личную, потому что священники кормились от алтаря: если потерял череду, потерял и то, что могло тебе принадлежать. Может быть, здесь и эти мысли были у них.

Внешне-то это выглядело, вроде бы, благочестиво. Священник спешит на службу, он спешит к Богу, совершить службу Богу, и спокойно проходит мимо умирающего человека… Какое здесь может быть оправдание или самоуспокоение? Никакого, конечно. Или тот же левит. Тоже спешил, видимо, по своим делам, побоялся прикоснуться к этому человеку: а вдруг за кустами где-то, за камнями притаилась эта шайка разбойников, сейчас ещё и мне достанется, думал, и ускорил шаг. Знакомая картина, в нашей жизни часто такое можно видеть: крик о помощи, звук разбивающегося стекла, или человек, лежащий на обочине дороги. Сколько таких примеров мы знаем, когда машины равнодушно проезжают мимо лежащего на обочине дороге человека, люди проходят, спешат. Никто не подойдет и даже не поинтересуется, что с ним? Все думают, ну, наверное, пьяница лежит, поделом. Моё-то какое дело? Я вообще тут ни при чём. И проходит мимо. Пусть кто-нибудь другой помогает.

«Пусть кто-нибудь другой» - это так вот по цепочке передаётся, передаётся, а человек умирает. Или замерзает, или у него приступ сердечный. Казалось бы, подойти просто, перевернуть, посмотреть на человека – что с ним, в чем дело? Даже если он пьяный: ведь это, может быть, будет последний его шанс, когда ты проходишь мимо. Может, ты последний, кто бы мог ещё успеть оказать помощь, а потом уже будет поздно. И какое потом может быть оправдание себе? Конечно, можно потом постараться забыть это всё, но Господь нам всё это припомнит, мы всё это вспомним. Всю свою жизнь, когда мы равнодушно поступали, бессердечно, обернувшись, подумав – «пусть кто-нибудь другой, почему именно я?» Потому именно ты, потому что именно тебе, на твой жизненный путь Господь привел этого человека. Чтобы именно ты помог. Чтобы именно ты заслужил добродетель, заслужил от Бога одобрение, прощение своих собственных грехов многих за такое малое дело, за минутное внимание к нужде или к боли другого человека.

Значит, что такое, братья и сестры, научиться любить ближнего, как самого себя? Это значит, в каждом человеке, повстречавшемся тебе в жизни, видеть самого себя, научиться себя ставить именно на место этого человека, как бы изнутри, от него, его глазами, его чувствами, его мыслями попытаться понять, как ему сейчас страшно, как ему больно, как ему одиноко, представить себя на его месте. Если бы так было, если бы мы любили ближних своих, как самого себя, не было бы ни зависти, не было бы ни ненависти, ни осуждения. Себя же мы не осуждаем, себе же мы не завидуем, мы себя не можем ненавидеть, мы же себя любим. Так вот мы бы и любили, как себя, всех, тогда не было бы грехов в мире. Вот о чем ведётся речь, вот о чем Господь нам говорит. Научись видеть в другом человеке самого себя, видеть в человеке образ Божий.

Ведь Господь любит всех. Он не только к праведникам пришел. Помните, как Спаситель говорил: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк.2:17). Пришел за грешниками на землю! Праведники они и так уже спасены, они своей праведной жизнью уже заслужили себе вечную жизнь. А как же все остальные, как раз большинство?

Вот за этим большинством Господь и пришел: за каждым, значит. Если Господь любит всех грешников, какое моральное право мы имеем не любить кого-либо? Господь любит всех, и всех старается спасти. Значит, если мы видим в человеке какой-то недостаток, какой-то грех, наша задача ни в коем случае не осуждать его, не держать на него зло, помня, что это тоже образ Божий, помня, что и за ним Христос пришел, не только за тобой. И, значит, сказать себе первое и главное: я никогда никому не судья. У нас один Судья для всех – Спаситель наш и Господь. Он и меня будет судить, я тоже под судом хожу, тоже грешник такой же. Вот, что мы первое должны себе сказать.

А второе – помолиться за того человека, если он нас чем-то лично нас обидел. Если мы видим несправедливость в отношении других, конечно, наш долг заступиться. Но когда обижают нас, особенно когда обижают словом или отношением, пренебрежением каким-то, высокомерием, наша задача какая? Сказать себе: поделом тебе. Ты, действительно, грешник и заслуживаешь этого. Как ты будешь потом Господу в глаза смотреть, если тебе вот этот человек, обличая тебя, указывает тебе на твои грехи, а ты не хочешь с этим согласиться?

Святые говорят: враги наши – это врачи наши. Потому что любящий тебя человек никогда тебе не скажет про твои недостатки, он будет их покрывать своей любовью. Он знает их, но будет молчать, он будет молиться за тебя, любя тебя. А враг твой тебе всё в лицо скажет, и этим самым он откроет тебе глаза на самого себя: ты увидишь себя, какой ты есть. Даже больше, может быть, тебе скажет, но это надо всё с благодарностью принимать, понимая, - вот где правда, вот где истина. Все меня хвалят, все меня любят, а вот сейчас я слышу правду о себе, кто я есть на самом деле. И внутренне мысленно поблагодарить Господа за этот урок, за урок смирения. Потому что лучше сейчас услышать всё это и попытаться исправить что-то в себе, успеть в этой жизни, чем потом, совесть когда будет тебя обличать, когда ты будешь стоять на Страшном Суде, и  исправить ничего нельзя будет. Вот где будет страх, потому что будет уже поздно.

Вот, пока ещё не поздно, пока у нас ещё есть время, будем стараться слышать, что нам Господь через ближних наших говорит, воспитывая нас, вразумляя, тем самым, спасая нас. Будем стараться подражать милосердному самарянину, который не погнушался, не посчитал, что ему некогда, и он куда-то торопится, хотя на самом деле торопился – ехал по своим делам куда-то далеко, видимо, остановился, потратил свое время, свои силы, не побоялся возможного нападения и на него. То есть он вошел в жизнь этого человека, он вник в его проблемы, как бы посмотрел на него и представил на его месте самого себя – как бы он бы так лежал на обочине дороги. Он именно возлюбил этого человека, как самого себя. Оказал ему милость, действительно, как самому себе, всё сделал для того, чтобы помочь. Если будем так с вами относиться к каждому человеку на нашем жизненном пути, помня, что за его спиной Христос стоит, не ошибемся. И когда-то и нам с вами Господь то же милосердие проявит. И если мы попадем в трудную ситуацию, в беду, несчастье, и у нас на жизненном пути появится такой милосердный самарянин. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla