Наверх На главную

	Златоустовкий «Омнибус» представил Диогена самоотверженным в поисках истины

В златоустовской драме поставили пьесу советских комедиографов Бориса Рацера и Владимира Константинова «Диоген». Премьеру спектакля, названного философской комедией, показали 4 апреля.

На сцене - скудные декорации, под стать замыслу спектакля и духу пьесы. (В них - призыв отказаться от всего лишнего, что привязывает человека к вещам, делает их рабом). Немногочисленный реквизит подчеркивает необычность главного героя и нищету его семьи. Из первых реплик персонажей понимаем: самое ценное у Диогена - его фонарь, с которым он в молодости искал Человека, обладающего знанием истины. Сам философ обитает то в конуре, то в дупле дерева, стоящего у входа в дом.

Пока Диоген, прячась от родных, размышляет о смысле жизни, его семья голодает. Между тем в дочь Диогена Милену влюбляется Креонт - сын местного правителя - архонта. Дело идет к свадьбе… Но тут философ, отвергнув радужные перспективы разбогатеть и прославиться, забирается в дырявую бочку из-под вина. Свадьба расстраивается. Креонт живет с Миленой в доме Диогена без благословения своего отца и показывает философа в бочке местным жителям. Нежданная популярность Диогена так велика, что накануне выборов архонт и его конкурент - лавочник - готовы сами залезть в бочки…

	Златоустовкий «Омнибус» представил Диогена самоотверженным в поисках истины

Архонт Фемистокл и его сын Креонт (артисты Юрий Чулошников и Владимир Архипов)

История – актуальная во все времена. Даже показной отказ от богатства используется претендентами на власть в корыстных целях. Режиссер-постановщик Борис Горбачевский (главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РФ) перипетии предвыборной борьбы персонажей показывает с явной иронией. Причем так, чтобы угадывались курьезы сегодняшних избирательных кампаний.

Однако главным в спектакле, как и в пьесе, остается героическая и жертвенная личность древнегреческого философа. Диоген решительно противопоставил себя господствующей морали. Он заявил, что подлинную свободу и радость человек обретет, когда сбросит с себя путы материальных благ, бытовых удобств. Его идеи захватывают умы горожан, но Диогена подстерегают и горькие разочарования - когда близкие люди начинают использовать его уединение в бочке в своих интересах.

	Златоустовкий «Омнибус» представил Диогена самоотверженным в поисках истины

Главный режиссер театра Борис Горбачевский

- Ставя этот спектакль, я счел необходимым смешать жанры, - говорит Борис Горбачевский. - Содержание пьесы, написанной еще в 70-е годы прошлого века, настолько злободневно, что представлять его только в комедийном ракурсе было бы откровенно облегченным, несерьезным подходом. Потому в спектакле наряду с элементами комедии присутствуют драматические и даже трагические мотивы, а также черты философской притчи. К слову, жанр притчи часто используется в постановках «Омнибуса» и хорошо воспринимается нашим, преимущественно вдумчивым зрителем.

По словам режиссера, пьеса в свое время была запрещена брежневской цензурой, немало лет пролежала «в столе». Спустя годы ее начали ставить во многих театрах - как свидетельство меняющих общественных воззрений на приобретательство, любовь и счастье в человеческой жизни. Затем о ней снова забыли.

- Этим спектаклем мы вносим принципиальную корректировку в работу нашего театра, - добавляет Борис Сергеевич. - Он будет не только умно развлекать, поучая, но и задевать самые сокровенные чувства и мысли зрителей, показывать примеры достойного мировосприятия. Как и делал это прежде немало лет. Этому будут служить и лаконичная сценография, и ассоциативное музыкальное оформление. Как в «Диогене».

Посмотревшие новый спектакль златоустовцы отмечают слаженность занятого в нем актерского состава. Исполнители не «тянут одеяло на себя», гармонируют психологически. Это помогает играть на эмоционально-нравственном подъеме, с большой отдачей.

Диоген в исполнении заслуженного артиста России Александра Антонова - не только философ и идеолог революционной по тому времени морали. Это человек, горячо жаждущий понимания, любви. Причем любви как духовного озарения, как полного и всецелого доверия любимому человеку. И такую любовь он встречает в лице гетеры Флорамии (ее в основном составе играет Вероника Небывалова). Флорамия после беседы с Диогеном отказывается от древней профессии, а заодно и от всего своего имущества. Полюбив философа и его взгляды, она обретает взамен вечные сокровища.

	Златоустовкий «Омнибус» представил Диогена самоотверженным в поисках истины

Диоген и Фемистокл (артисты Александр Антонов и Юрий Чулошников)

Другая характерная героиня - жена Памфила. Уставшая от нищеты, она все же преданно любит мужа. Любит по земному, с отчаянной бабьей ревностью. Но и она видит и ценит в нем то, за что в свое время полюбила - сердце, устремленное к высшей правде.

Однако на бытовом уровне в семье разыгрывается нешуточная драма. Из-за нищенского ее существования и присутствия Флорамии. Усугубляется конфликт тем, что дочь Диогена забеременела, не будучи в официальном браке. Тут все играется с предельной достоверностью и большой художественной силой. В том числе благодаря актрисам Ольге Зацепиной (теща Дорида), Анастасии Семеновой (Милена).

Не только Флорамия - частый гость в доме Диогена. Зачастил сюда и лавочник Антиох, когда-то влюбленный в Памфилу. Он вроде и отпускает продукты этой семье в долг, но норовит получить за них еще и проценты не денежного свойства. Прекрасная игра Руслана Серебренникова делает этот срез драмы весьма выразительным.

Другая, не менее яркая часть спектакля связана с работой заслуженного артиста РФ Юрия Чулошникова. Его архонт Фемистокл - во многом образчик сегодняшнего правителя, всеми правдами и неправдами завоевывающего электорат.

Фото Владимира Накорякова и Александра Заева

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla