Наверх На главную

Каждый человек выбирает себе дело по душе. «Душевным» делом семьи Мухаметовых стало творчество. Талант творчества в их роду передается из поколения в поколение: через гены и воспитание, которое зиждется на уважении к своим корням и семейным традициям. Наталья Юрьевна руководит золотошвейной мастерской в храме Богоявления, ее дочь - Анна приняла материнскую эстафету – ведет детский творческий кружок. Свой талант они посвятили служению Богу, духовным запросам человека и красоте. Это не громкие слова, а факт.

Дочь художника, внучка вышивальщицы и плотника

Эта женщина сразу обращает на себя внимание: миловидным обликом, отзывчивостью и удивительными глазами, которые излучают понимание, доброту и еще нечто более глубокое. В этой женщине удивительным образом уживаются достоинство и простота, целеустремленность и мягкость, стремление постоянно учиться и делиться своими знаниями с другими.

Откуда же «выросли» ее собственные талант и творчество, с кого взят пример?

- Все из семьи, из детства, - без заминки отвечает Наталья Юрьевна. - Папа любил рисовать, учил запоминать мелочи, видеть окружающий мир, внимательно и чутко относиться к нему. Он был для меня примером. А еще дед-плотник. Он делал затейливые, оригинальные фигурки и вещи.

Бабушка вязала спицами и вышивала разными способами, даже с махровыми петельками. Помню, у нее были огромные пяльцы, на которых изготавливала покрывало. Мы распускали вязаные варежки, сортировали нити по цветам и вышивали по узорам. Иголочка была особенная: ее дед сделал из шприца, которым коровам уколы ставили. У деда были золотые руки. Его сад был удивительный - с фигурками, флигель красками расписан, резные окошечки, на заборах резные элементы.

Словом, было в кого пойти и с кого брать пример. Сначала Наташенька помогала, потом появилось желание самой создавать красивые вещи: из кожи, цветов, мешковины, гипса, пряжи, проволоки, глины. Потом Наталья закончила институт культуры по специализации библиотекарь-библиограф.

- Учеба была основательная, - вспоминает Наталья Юрьевна. - В нас вкладывали обширные, емкие знания – история музыки, театра, кино. На практике я общалась с библиотекарями: это исключительно образованные люди, с которыми интересно и приятно разговаривать. Рукоделие я никогда не забрасывала. Со временем дома у меня тоже пяльцы большие появились, как у бабушки. Вышивала золотыми нитями геральдические и декоративные панно, иконы.

Умеешь – поделись с другими

В 2011 году Наталья Юрьевна перешагнула порог храма Богоявления и возглавила творческие мастерские. В том числе золотошвейную мастерскую, учрежденную по предложению и благословлению настоятеля храма Богоявления отца Игоря. Ведь ручная вышивка - возможность вложить в изделие любовь к Богу, свое тепло.

- О золотошвейках церковь всегда молилась, на вечное поминовение подавались эти имена, - говорит отец Игорь. - Все эти вещи, которые расшиты мастерицами, долговечные по сути своей, передавались из поколения в поколение. Церковь молилась за них как за своих благодетелей, как за людей, которые внесли весомый вклад в жизнь того или иного церковного прихода.

Понимая значимость доверенного дела, Наталья Юрьевна подняла работу золотошвейной мастерской на высокий качественный уровень. Нелегкий это труд – отдавать. Вдвойне нелегкий, поскольку требуется не только щедрость на отдачу знаний, но и умение «вручить» их ученикам, научить этими знаниями пользоваться.

Спрос на знания был всегда: потянулись к Наталье в ученицы прихожанки разного возраста (от молодых до пенсионерок) и профессий – учителя, дизайнеры, медики, студентки. В каждый год их количество разнилось: десять, больше, меньше. Кто-то уже имел базовые знания и опыт вышивки, кто-то – нет. Наставница не паниковала: знала, что «желание и труд все перетрут». Обучение начинала с истории.

- Как известно, шитье золотом пришло на Русь с Византии, - рассказывала ученицам Наталья Юрьевна. - На протяжении столетий золотной вышивкой отличались царские, княжеские, боярские одежды, убранство дорогих палат и дворцовых помещений. Орнаментальным золотым шитьем украшали облачения священников, закладки в Евангелие, пелены, кресты и другие предметы церковного обихода. И в наши дни перешла эта традиция, включая вышивку икон.

Наставница знакомит учениц с теорией, «ставит руку», обучает  различным видам техники шитья. Говорит четко, ясно, понятно, мягко, никогда не повышая голоса. Со временем подопечные все увереннее используют в работе нить-канитель, металлизированную нить, трунцал, более опытные в случае необходимости - даже жемчуг и натуральные камни.

Ученицы, склонившись над пяльцами,  кропотливо трудятся с молитвой, пением Евангелия или молча. Сосредоточено выводят нужный образ, узор стежок за стежком:  на один квадратный сантиметр – сотню. Каждая выполняет свою часть работы, и когда коллективный труд завершается, части соединяются в единое целое. В готовом изделии миллионы стежков, недели и даже месяцы работы. И еще то, что не измерить никакими приборами – душа.

Если собрать все работы, изготовленные Натальей Юрьевной и ее ученицами, вышел бы приличный музей. Изделия уникальные, качественные: закладки для Евангелия и Апостола, в Священное писание, рушники на Распятие, шкатулки, обложки на Евангелие, воздухи, покровцы, бонбоньерки, просфорницы.

А также плащаницы, сложнейшие по технике исполнения иконы, которые будут служить в храме многие годы. - Изготовление иконы - высшее мастерство в золотошвейном искусстве, - подчеркивает Наталья Юрьевна.

Рукоделие

Вторая мастерская, которую несколько лет вела Наталья Юрьевна - творческое рукоделие. Ее необходимость стала очевидна при подготовке к приходским ярмаркам. В основной состав этой мастерской вошли золотошвейки. К ним примкнули прихожане, сотрудники храма. Обучались современным техникам рукоделия, в том числе фелтингу (валяние из шерсти), квиллингу (бумажная пластика), бисероплетению.

Экспериментировать не боялись.  Создавали из сухой шерсти копии картин знаменитых русских художников и авторские работы. Здесь важно правильное восприятие и отображение (с помощью шерсти) цвета и формы. В великих трудах рождены удивительные пейзажи и натюрморты. Эти изделия выставлялись в храме на ярмарках и расходились «влет». Доходы шли на нужды храма и мастерской. Такой вот творческо-экономический круговорот.

Рождались в мастерской (из-под рук взрослых и детей) яркие жилетки, варежки, сумки, шкатулки. Кстати, у детей был хороший стимул: работы попадали на выставки, а еще свое же изделие (шарфик, носочки, кофточку, рукавицы) можно было самому носить или подарить своим близким. Наталья Юрьевна, рассказывая об этой стороне творчества, все же иные акценты расставляет: _ Занятия в мастерских помогают ученикам лучше узнать традиции своего народа, узнать о вере, церкви.

Дети

Дети – особая категория учеников Натальи Юрьевны.

И одновременно – особая страница в ее творческой работе. Проработав с воспитанниками детской воскресной школы несколько лет, со временем передала это дело своей дочери – Анне. Но об этом позже.

Сейчас справедливо вспомнить творческую философию мамы – мастерицы, ее наставление детям: делать каждую вещь с любовью, словно это не экспонат на очередную выставку, а подарок самому дорогому человеку - маме, бабушке, сестренке, братишке. – И в этом главная суть: ребятишки делают вещь одновременно для Бога.

Эти слова стали наставлением, напутствием и Анне.

Передала эстафету

Наталья Юрьевна занимается вышивкой (а по сути, приобщением людей к народному творчеству и к Богу) 18 лет. Эта работа заполнила всю ее жизнь, стала своеобразной миссией. Сейчас наставница работает только со взрослыми, чаще – с пенсионерками. – И это уже не кружок, - подчеркивает Мухаметова. - Люди все воцерковленные, приходят потрудиться во славу Божью. Они время от семьи «взяли», чтобы делать серьезную работу, а не самоделку какую-нибудь.

Почти двадцать лет творчества – не повод расслабляться. Главное здесь – не закостенеть: над собой приходится много работать, внедрять новшества. Наталья Юрьевна с улыбкой и теплом вспоминает своих ребятишек. За их настоящее она спокойна: нынче они занимаются в кружке у Ани. В свое время, в силу обстоятельств мама попросила дочь временно ее подменить. Та согласилась, да так и осталась руководителем в кружке, приняв эстафету. С детьми нашла общий язык, знает чему поучить ребятишек, вырабатывает свой почерк работы. Но об этом в следующий раз.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla