Наверх На главную

После 4 месяцев работы образ святителя засиял. И не только от «золотых» нитей: от души и любви, вложенных в труд.

Святитель Спиридон  изображен сидящим на троне: в одной руке держит Евангелие, правая поднята в благословляющем жесте. Святитель Спиридон был пастухом, и даже когда стал епископом, носил пастушью плетеную шапочку: на иконе он изображен в ней.

Икона объемная, трехслойная – арка, рама, декорированные углы. На раме вышиты имя Спиридона на старославянском, вьющиеся стебли с распустившимися бутонами цветов. Сдержанные, благородные и в то же время торжественные тона.

В день памяти святителя - 25 декабря, на вечернем богослужении икона была освящена. Она поражает воображение прихожан: при дрожании пламени свечи обретает объем, словно «дышит»,  передает кротость, сердечную доброту, строгость и любовь к людям.

- Образ Спиридона мы выбрали не случайно, - говорит руководитель золотошвейной мастерской Наталья Власова. –Святитель вызывает теплые чувства у россиян: он великий чудотворец. Все молитвы слышит и просьбы выполняет.

Жизнеописание

Святой Спиридон родился на острове Кипр в деревне Аския. С детских лет чистой и богоугодной жизнью подражал ветхозаветным праведникам: Давиду — в кротости, Иакову — в сердечной доброте, Аврааму — в любви к странникам. В зрелом возрасте стал отцом семейства. Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекли к нему многих: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. За непрестанную память о Боге и добрые дела Господь наделил будущего святителя благодатными дарами: прозорливости, исцеления неизлечимых больных и изгнания бесов.

После смерти жены, в царствование Константина Великого (306—337) и его сына Констанция (337—361), святой Спиридон был избран епископом кипрского города Тримифунта. Во время продолжительной засухи и голода на Кипре, по молитве святителя Спиридона, пошли дожди, и бедствие прекратилось. Доброта у святого сочеталась со справедливой строгостью по отношению к людям недостойным. По его молитве был наказан немилосердный хлеботорговец, а бедные поселяне избавлены от голода и нищеты.

Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Как епископ, святой Спиридон являл пастве пример добродетельной жизни и трудолюбия: пас овец, убирал хлеб.

Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитается на Руси. «Солнцеворот», или «поворот солнца на лето» (25 декабря нового стиля), совпадающий с памятью святителя, называли на Руси «Спиридоновым поворотом». Особым почитанием пользовался святитель Спиридон в древнем Новгороде и Москве. В 1633 году в Москве был воздвигнут храм во имя святителя.

Процесс работы

Получив благословение от отца Игоря на изготовление иконы святителя, пять мастериц под руководством Натальи Власовой приступили к работе весной 2015 года. Сделали прорись с готового образа и каждая рукодельница склонилась над пяльцами, выполняя свою часть работы. Потом формы были вырезаны, после чего произвели сборку изделия.

- Наталья Юрьевна, что было самым сложным в работе? – поинтересовался корреспондент.

- Пожалуй, самое сложное – сохранять во время работы мир в душе. Если внутри тебя беспорядок, нельзя работать, ничего не получится. А есть гармония внутренняя, все словно само происходит: правильно нитки подбираются,  стежки ложатся. Икона – это соборный труд. Готовая работа должна произвести впечатление, что делал ее один человек. В техническом плане важно сохранить сдержанность и мягкость рельефа.

 

По признанию Власовой, этому  помогало единение между мастерицами (они словно дышали в унисон), аудио-записи Евангелия, сохранение особого микроклимата (в мастерскую посторонним вход запрещен!). И, разумеется, схожий уровень опыта.

Мастерицы и свобода творчества

Над иконой трудились (кроме Власовой) пять мастериц. Татьяна работает в мастерской год, делала плащаницу Спасителя и икону. Вносила в работу покой и добропорядочность.

Марина (преподаватель школы) очень старательная, акцентирует внимание на качестве, много трудится, даже на дом работу берет.

Ирина, сотрудница одного из вузов, самая молодая – ей 26- лет, но вышивает давно, старательная.

Серафима 4 года училась мастерству у Натальи Власовой. Причем, столь успешно, что ее уральский опыт пригодился на новом месте жительства, где учится на дизайнера.

Елена работает с начала основания мастерской. В течение года шила закладку, которую отец Игорь принес  в дар монастырю на Афоне. 

- Я их учу мастерству, но даю волю воображению, советуюсь, слышу, что  мне говорят, - признается руководитель мастерской.

- Как это сочетается со строгим следованием канонам?

- Даже на стадии эскиза не всегда знаешь, что получится в итоге. Не из-за отсутствия опыта или плана работ: просто без индивидуального творчества, фантазии ничего не получится. Они не заменяют правила, не искажают утвержденный образ. Но существенно обогащают его. Каждая мастерица вносит что-то свое, желая отдать Богу самое лучшее – движение души, талант. И это приветствуется.

Отметим, труд очень сложный. На один квадратный сантиметр изделия приходится больше сотни стежков. Во всей вышивке их может быть несколько тысяч. Причем, разных: «Ягодка», «копытечко», «городок», «хлопчик». Мастерицы знают более ста типов швов и одно основное правило - золотые и серебряные нити должны остаться только на лицевой стороне работы. При вышивке иконы Спиридона был использован шов «кованый» (им вышита риза). Помимо металлизированных нитей использованы придающие легкое сияние бисер и блестки.

Вышивать мастерица должна с молитвой, считает Наталья Юрьевна. Как раньше делали золотошвейки: входит иголочка - произносят «Господи», выходит - говорят «Благослови». То есть, на каждый стежок просилось благословение Бога. Через эту работу человек мысленно возносится выше, к Творцу.

Особую благодарность Наталья Юрьевна выражает матушке Елене, супруге отца Игоря. Дело в том, что мастерицы пока не овладели лицевым шитьем, святые лики и руки вышивать вручную профессионально не могут. Матушка Елена при изображении лика и рук Спиридона умело использовала машинную вышивку.

Многое в этой работе сплелось и сложилось воедино и гармонично. Прихожане, приложившись к новой иконе, не спешат отходить, разглядывая облик святителя и пытаясь распознать секрет «живости» изображения.

Фото Владимира Закатова и Натальи Власовой 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla