Наверх На главную

30 августа в помещении Пожарной части №16 города Миасса состоялась беседа представителя нашего храма руководителя АНО «Два крыла» Сергея Никифорова с сотрудниками части на тему противодействия суициду. Для нас важно было донести позицию Церкви в этом вопросе и обозначить пути решения этой проблемы.

Позиция Церкви, как и вообще любой традиционной религии, однозначна – это страшный грех. Причём грех непрощаемый, потому что последний: за гранью смерти душа уже выбирать не может, не может исправлять себя, но только пожинает плоды своей земной жизни. «В чём застану, в том и сужу», - говорит Господь, по свидетельству святого Иустина Философа.

О преступности этого шага мы читаем в священном Писании. В заповедях, данных Богом через пророка Моисея, Господь говорит: «Не убий». Самоубийца же является убийцей самого себя. Апостол Павел пишет: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою» (1 Кор.6:19-20).

В самоубийстве мы видим бунт против Творца, «ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер.29,11).

Самоубийство есть следствие «хождения на поводу» у дьявола: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала» (Ин.8,44).

Самоубийство попирает вообще все законы: и законы естества (природы), вложенные в мир Богом, и сами законы Божии, данные человеку для здоровья его души и конечного спасения. Для того и Христос приходил на землю, как говорит Сам Господь: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10,10).

Тот, кто желает совершить самоубийство, берёт на себя роль Бога, который один только может давать жизнь и забирать. То есть он играет в Бога, а это кощунство!.. Евангельская история помнит одного самоубийцу – Иуду Искариота, рядом с которым ставит себя и современный самоубийца, умирающий без мира с Богом, с враждой против Творца, нераскаявшимся грешником и гордым эгоистом.

При этом самоубийца не достигает цели: болит душа, а он убивает тело. И за гробом, где уже не будет времени как условия бытия, где царит вечность, и сама проблема станет вечно неразрешимой мукой для грешника.

В Деяниях апостольских описывается попытка самоубийства темничного стража, охранника в тюрьме, сторожившего заключенных апостолов: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели. Темничный же страж, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, извлек меч и хотел умертвить себя, думая, что узники убежали. Но Павел возгласил громким голосом, говоря: не делай себе никакого зла…» (Деян.16:25-28). Апостол однозначно называет такой шаг злом и останавливает стража.

В 19 веке Россия была на последнем месте среди европейских стран по количеству суицидов, хотя материальное положение большинства населения страны было гораздо хуже, чем сейчас. Всё определяло мировоззрение - страна была Православная. Формальный подход к вопросам веры был свойственен в основном малочисленному в сравнении с крестьянством городскому населению, и то он удерживал человека от такого губительного поступка. Сейчас мы движемся в сторону печального лидерства в этом вопросе, особенно в подростковой среде.

Кардинальное исправление ситуации в настоящее время возможно только с исправлением мировоззрения современного человека, а это поле для миссионерской и катехизаторской деятельности Церкви. Ведь самое явление суицида – это в большей мере мировоззренческая проблема. Суицид вследствие психического заболевания имеет место только в 30% случаев.

Ряд мотиваций суицидента неподвластен влиянию неверующего светского психолога: как вы, будучи атеистом, убедите человека, желающего вслед за любимым тоже уйти из жизни, что этого нельзя делать, когда человек вам резонно аргументирует, что со смертью всё кончается? Все атеистические аргументы будут недейственны, либо иметь только временный эффект.

Христианство в качестве профилактики суицида советует приближаться к Богу, прибегать к такому лечению, как таинство исповеди, ведь в исповеди изглаживаются все последствия совершенных человеком грехов. Потенциальный самоубийца – это всегда нераскаянный грешник, пожинающий плоды своей греховной жизни. Угнетённое психическое состояние, раздражительность, замкнутость на себе и т.д. – всё это следствия безблагодатного состояния нераскаянной души.

А что будет более эффективной профилактикой суицида, нежели любовь к ближнему, которой человек научается, входя в Церковь? Ведь самоубийца не думает о том, что будут переживать его близкие вследствие его ухода, сколько он принесёт проблем своим ближним, как будет жить его семья, каково будет его детям. Суицид – это акт крайнего эгоизма.

Только в Боге и с Церковью возможно исцеление, даже когда кажется, что ничто не может помочь нашему ближнему, желающему свести счёты с жизнью. Сам Господь ободряет приходящих к Нему: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф.19,26). И Церковь даёт все инструменты для решения, казалось бы, неразрешимых жизненных проблем, к исправлению душевного состояния человека и конечному спасению в блаженной вечной жизни с Господом Богом и святыми Его.

Надо сказать, беседа с сотрудниками пожарной части прошла в тёплой обстановке. Среди многих участников был заметен интерес к теме, некоторые моменты вызывали обсуждение среди слушателей. Всем, имеющим вопросы, мы посоветовали чаще обращаться к священнику, регулярно посещать храм и прибегать к таким таинствам Церкви как исповедь и причастие – только это может действительно помочь и самому сотруднику части, и через него всем людям, с которыми он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Подобные мероприятия в структуре МЧС проходят регулярно, и мы надеемся ещё не раз быть их участниками.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla