Главная
Все родом из детства
Перед Анной Мухаметовой не стоял известный вопрос «делать бы жизнь с кого». У нее был пример – бабушка, дедушка, мама. - Муж у меня был офицер, жили в Приполярье, вспоминает мама Анны Наталья Юрьевна. - Я все свободное время отдавала воспитанию детей. С Аней с 4 лет занималась, учила ее, развивала: читала детские книжки, вместе рисовали, лепили. Дочь любила рисовать, поэтому позже пошла учиться в художественную школу. Она и работу выбрала не случайно: все родом из детства, все интересы и предпочтения оттуда идут.
Анна в разные годы хотела стать дизайнером, филологом, преподавателем ИЗО. Увлекалась книжной иллюстрацией (синтез рисунка и литературы). Прочтет – и тут же рисунок сделает, как представила и поняла место и время действия, героев. Нравилось девушке людей рисовать, передавать их характер.
Продолжила образование наша героиня в Челябинской академии культуры по специализации педагог дополнительного образования. «Почему именно туда пошла учиться?», - переспрашивает Анна. Подумав, отвечает: «Нравилось заниматься творчеством, хотелось научиться рисовать, там и с лепкой познакомилась. Во время учебы больше ориентировалась на народное творчество.
Анне 23 года. С сентября 2015 года основным ее местом работы является школа № 17, где занимается внеурочной деятельностью с учениками. Два года, как руководит творческой студией в храме Богоявления (при Воскресной школе). – Когда я решила полностью на золотном шитье сосредоточиться, Анне эстафету преподавания в творческой мастерской с детьми передала. Попросила дочь временно меня заместить, вот она и «заместила». Теперь знания перетекают, мы друг у друга новому учимся, - говорит Наталья Юрьевна.
Не развлечение
Анна ведет три возрастные группы: младшую (дети до 6 лет), среднюю (7-8 лет) и старшую – дети до 12 лет. Это в основном воспитанники детской воскресной школы, дети прихожан или те, кто увидел объявление и заинтересовался. Девочек больше. Занятия проводятся раз в неделю по субботам в нижнем храме.
- Декоративно-прикладное творчество, различные техники: валяние шерсти, лепка из соленого теста, пластилина, бумажная пластика, раньше шили игрушки, - уточняет Аня профиль занятий. - Определяю вид деятельности сама, с учетом интересов ребятишек и расходных материалов. В ход идет все – пластилин, бумага, соленое тесто, крупа, бисер, шерсть. Темы различные: по мотивам прочитанных книжек, бесед в воскресной школе, природа, люди, животные.
Молодой педагог отлично помнит наставление мамы: организовать творческий процесс таким образом, чтобы дети при изготовлении поделок воспринимали это не развлечением, но настоящим трудом, своеобразным служением искусству.
Гейзер фантазии
- А чем будем заниматься сегодня? – часто интересуются кружковцы, каждый раз предвкушая новое. Да, ребятишки довольно быстро устают от однообразной деятельности. Анне приходится постоянно улавливать, учитывать это и подпитывать их интерес: новыми предложениями, темами, техниками, задачами. То «свободный полет мысли», то «пластилиновый месяц» объявит.
Ребятня в восторге. Поглядывая время от времени на соседа, лепят веселых цветных гусениц (это интересно малышам), старшие - рельефы с птицами и зверятами. Трудятся под хорошую музыку, добрые песни. В итоге поделки получаются красочные, а занятия - теплые и дружеские.
Анна и сама не любит повторяться, выдает новые идеи - День бумажных цветов, «пушистого» торцевания, изучения новых материалов. Особое внимание придается полимерной глине.
- Запекаемая полимерная глина кажется немного твердой, пока не разомнешь ее в ладони. Тогда она становится очень послушной, податливой, принимающей любую сложную форму, - говорит Аня. - Ребята ощутили это на занятии во время лепки ярких, разноцветных, красивых магнитов.
С малышами тоже испробовали новый материал - воздушную массу для лепки.
Ее не нужно запекать, готовые изделия (на ощупь похожие на зефирки) уже через 10 минут начинают твердеть, а через полчаса превращаются в твердые, бархатистые игрушки, например в крокодилов, бегемотов и улиточек.
К Рождественскому празднику ребята изготовили маленьких певцов-христославов из соленого теста. Да столь живо передали их натуру, что, кажется – вот они поют рождественские колядки, поздравляют. Из того же материала – соленого теста делают котов, тигрят, сов и ежиков.
Популяризация детского творчества
Как на все Анна находит время, вопрос. Но помимо прочего, девушка аккуратно ведет своеобразный дневник занятий на страничке Вконтакте: свежо, живо, задорно. Вот одна из записей: «А вы знаете, чем мы сегодня занимались на занятии по лепке из пластилина? Украшали шестиконечные кресты! С малышами и девочками средней группы брали крупный бисер и «инкрустировали» крестики, заполненные цветным пластилином.
А чтобы пальчики не уставали, изображали веселых осьминожек. В начале занятия мы говорили о том, какие кресты бывают, и в каких случаях мы осеняем себя крестным знамением.
Старшие ребята лепили девочек-куколок (и ангелочка). И кто только не получился: фигуристки, иллюзионистка, Дочка Снегурочки, задумчивая Рапунцель и просто очень милые фигурки!»
Детям повезло с умелым, столь непосредственным, искренним и зажигательным преподавателем, правда?
Первые победы
Дети разные не только по возрасту, но и по темпераменту, психомоторике, способностям. Второй год в кружке вместе с сестренкой занимается Маша Порошина: у девочки хорошее чувство формы, из-под ее рук выходят красивые фигурки животных. Оля Гулина и Маша Афонина тоже хорошо лепят. Материалы «оживают» в руках ребят: бывает, неразлучные подружки Оля и Ангелина или Юля и Аня лепят похожие работы - одинаковых сов или цветы, а получаются совершенно разные по характеру и настроению, яркие каждая по-своему.
Настя Стрельникова 4 года ходит в кружок: лепит, рисует, делает изящные работы. Занимается этим с 5 лет. Не все задерживаются в кружке: бывает кто-то ходит год, кто-то несколько месяцев, а потом перестают ходить в силу каких-то обстоятельств. Чаще всего не успевают по времени, или выбирают другой вид творчества - танцы, музыку. - Я считаю, что это тоже опыт - и для ребят, и для нас, - говорит Анна. - Нужно стараться наладить контакт с каждым ребенком, дать ему как можно больше, и в то же время не перегрузить в тот период, что он является кружковцем.
«Старички» несколько лет ходят. Делают мало, но качественные поделки. Стимулы к «сотворению шедевров» разные. Один из них – участие работ в мини-выставке в нижнем храме (там есть специальный стенд и работы регулярно обновляются), в ярмарках.
На вопрос «что дает работа руками» Анна отвечает неожиданно мудро:
- Многое! Если в детстве есть положительный опыт в творчестве, будь то рисунок или лепка, это запоминается, и на развитие ребенка влияет. Укореняется мысль: я смог придумать идею и воплотить ее. Творчество развивает человека, способность ставить задачи и выполнять их.
Есть среди кружковцев уже добившиеся определенных успехов. Например, 11-летняя Мария Порошина, дипломант областного тура Хl международного патриаршего конкурса ребят детского творчества «Красота Божьего мира».
Жюри по достоинству оценило ее рисунок - храм Богоявления. Натуральные тона, смешанная техника – акварель и графика.
В ноябре, на первом съезде директоров и педагогов воскресных школ Челябинской епархии митрополит Никодим вручил Маше Порошиной диплом и благодарность ее педагогу Анне Мухаметовой – «за подготовку победителей».
Для Анны, как и для ее способной ученицы, это тоже первая награда. И уж, конечно, молодой педагог прекрасно помнит слова владыки на том съезде о важном месте воскресных школ - как центре полноценного обучения детей основам христианства и культуры, преемственности духовного воспитания. Поскольку детская творческая студия работает при воскресной школе, Анна также является одним из «проводников» этих ценностей.
Перемены и «первичность»
- Анна, некоторые ребята занимаются продолжительное время, вы замечаете, как они меняются?
- Они растут на наших глазах! Прежде некоторые хулиганили, теперь повзрослели: меняются их отношение к занятиям, их возможности. Когда были смешанные группы: младшие среди старших все больше молчали, а среди ровесников раскрываются и общаются легко.
- Разнится ли работа творческого кружка в школе и у вас?
- В школе на первом месте стоит дисциплина, здесь – творчество. Кроме того, различаются формы занятий.
- Вы приняли эстафету от мамы, ее благословение на работу с детьми. С более взрослыми не пытались еще работать, есть к этому интерес?
- Я бы и со взрослыми работала, да надо еще подучиться.
- Так что в вашем творческом кружке первично – обучение, творчество или приобщение к Богу посредством искусства?
- Если у творческого, художественно одаренного человека впереди не желание показать себя, а красоту мира, он тоже может этим Богу послужить.
- Подробности
- Автор: Наталья Светова
- Категория: Жизнь храма
- Просмотров: 11776