Наверх На главную

Свой 96 сезон Златоустовский драматический театр «Омнибус» открыл премьерой знаменитейшей комедии Николая Гоголя «Ревизор». Спектакль поставил главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Борис Горбачевский.

Если кто-то из зрителей настраивал себя на известные постановки «Ревизора», тот был приятно удивлен и даже поражен, увидев на сцене совершенно оригинальную режиссерскую трактовку с очень лаконичной сценографией, придуманной художником-постановщиком из Санкт-Петербурга Александром Киселевым. Минимум декораций позволяет сосредоточить внимание исключительно на действе, удачно сочетающем мизансцены с главными персонажами и молниеносные массовые сцены водевильного формата, с фееричными танцами.

Сюжет все знают со школьной парты: в уездный город едет ревизор из Петербурга, инкогнито, с секретным предписанием. Городничий и другие чиновники, знающие за собой немало грехов, напуганы до такой меры, что в остановившемся в трактирной гостинице кутиле и картежнике усматривают высокопоставленное лицо с секретной миссией. Сам Хлестаков своим неадекватным поведением, в котором сквозит и трусость, и заискивание, и непомерное высокомерие, и напускная бравада с неуемным хвастовством, утверждает их в роковом заблуждении.

Разноплановый и яркий актер Максим Фаустов в роли Хлестакова все сделал для того, чтобы с максимальной точностью воплотить образ, созданный Гоголем и интерпретированный режиссером: ветреный молодой человек, из низшего чиновничьего сословия, страсть как мечтает выбиться «в люди», быть в зените уважения и восхищения, а на деле унижен гостиничным номеров с клопами и голодом. Он мечтает о подобострастных приемах, шикарных обедах, а с ним грубоват даже слуга хозяина заведения, его кормят пустыми щами из жалости.  Нарастает трагикомический надлом  между самомнением и реальностью.

- Пустой, никчемный человек, а мнит из себя великосветскую особу, - поясняет выстроенный образ Хлестакова режиссер-постановщик Борис Горбачевский. – И тут ему представляется случай получить то, чего жаждет его униженная натура – почет и преклонение, деньги, интрижки с первыми леди города. Обстоятельства все более располагают, и он входит в раж, доводящий его до умопомрачения. Но ведь городничий и иже с ним так же «лезут из грязи в князи», представляя себя в собственных глазах в лучшем свете. Градоначальник мечтает о генеральском чине и жизни в Петербурге, считая существование в уездном городишке ниже своего достоинства. Эти грезы одурманили его, не дав разглядеть махровое надувательство и откровенное издевательство со стороны Хлестакова.   В итоге он пал в глазах всего города – только ленивый не надсмехается над ним. По-своему это трагедия для человека. Но в то же время и наказание Божие, торжество справедливости.

Спектакль поставлен так, что психологические коллизии, выстроенные в соответствие с жанром трагикомедии, имеют всякий раз кульминационный «выход» чувств и эмоций, который режиссер облек в соответствующую музыкальную форму. Тут даже не танцы, а пляски, доводящие персонажей до изнеможения. Причем, самая знаковая – цыганочка, символизирующая безудержную удаль, пьяный разгул.

 

«Ревизор» в постановке «Омнибуса» очень современен. Иначе, наверное, и ставить его не стоило бы, если бы зритель не узнавал в персонажах и их репликах «перлы» вечных интриг  и прегрешений в коридорах власти, не изжитых и сегодня.  И самые распространенные из них, кочующие из века в век – взяточничество, двурушничество, лжесвидетельство, лизоблюдство.

- Однако Гоголь не так прост, чтобы только высмеивать и бичевать пороки  чиновничества, - заметил Борис Горбачевский. – Он глубок как мистик, как философ, как ясновидец, пытающий уловить суть явлений, подтачивающих личность и общество без временных рамок. Он как добрый доктор  исследует уязвленную страстями человеческую натуру, предлагает лекарства от погибели души. И это лекарство – в осознании неминуемой расплаты за все злое, что человек совершает в жизни.

Чтобы доступнее были постулаты великого Гоголя современному зрителю, постановщики «ужали» театральное действо. Красивые описания, понятные читателю и зрителю XIX века, могли отяготить и растянуть его. Ознакомившись со всеми семью авторскими редакциями пьесы, Борис Горбачевский оставил лишь «самое характерное». И даже при этом спектакль идет 2 часа 40 минут.

-  «Ревизор»  сломал не одного режиссера, увидевшего в комедии только внешние забавные ходы и карикатурные образы, - заметил Борис Сергеевич. – В этом произведении несколько пластов, начиная с социальной сатиры и кончая духовно-мистическим содержанием. Мы с художником иактерами попытались акцентировать все стороны глобальной мистерии, какой является «Ревизор», и при этом не сделать спектакль тяжелым для восприятия. Отсюда зажигательная хореография, феерические пляски, не умаляющие, а подчеркивающие  глубину пьесы.

В спектакле задействован весь актерский состав театра.  Ветераны сцены и молодежь уверенно существуют в сложной композиции этого спектакля. Актерский ансамбль основных действующих лиц сложился, и спектакль зажил полноценной театральной жизнью, всякий раз собирая полный зал зрителей, имея аншлаг.

Наряду с Максимом Фаустовым, немалая заслуга в этом артиста с большим опытом и солидной репертуарной послужной Вячеслава Никитина, сыгравшего роль городничего.  Большинство сцен постановки крепко «сцементированы» игрой этого актера, словно бы рожденного Антоном Антоновичем Сквозник-Дмухановским или прожившего в его облике много лет. Под стать «рулевому» уверенно держат на плаву сценическую «лодку» с чиновничьей командой и обывательским окружением артисты Игорь Вершинин ( попечитель богоугодных заведений Земляника), Андрей Плакунов (судья Ляпкин-Тяпкин), Денис Коломин (почтмейстер Шпекин), заслуженный артист РФ Александр Антонов (смотритель училищ Хлопов), актрисы Алена Михеева и Наталья Фаустова (жена городничего) и другие.

Зрители предрекают спектаклю долгую сценическую жизнь. Прежде всего, потому, что постановка основана на  уважении к классике, верности гоголевской сатирико-философской концепции личности и общества, а также благодаря пульсации на сценическом пространстве подлинной жизни (не игры и кривлянья), близкой самоощущению и раздумьям современной публики.

Фото Владимира Накорякова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla