Наверх На главную

Каждый народ, принимая Православие, вносил в веру христианскую свое мироощущение, сформированное предыдущими временами, вкладывал свою душу: иногда органично сливаясь с принимаемым мировоззрением (например, традиция духовного стиха на Руси), иногда же искажая в своем творчестве Православную веру в соответствии с языческими представлениями. Тема эта огромная, и в этой статье хотелось бы затронуть совсем немногое, и только современность, ведь поток народного творчества не иссяк.

Не углубляясь в богословские моменты, хотелось бы рассмотреть некоторые особенности псевдоправославных молитв с точки зрения текста. На просторах интернета гуляет очень много таких «молитв». Но всякий, кто не по имени только христианин, скажет, что к Православию они не имеют отношения.

Сразу настораживает цель этих «молитв»: «от сглаза», «на любовь» и проч. – это точно не из арсенала Православия. Хотя иногда православным молитвам делают такое «надписание» и, например, 90-й псалом преподносят как средство для защиты от порчи и сглаза.

По сути, это и есть заговоры, поскольку человек, использующий их по данному назначению, подразумевает непременное получение просимого: как колдун, управляющий духами, такой человек думает с помощью слов управлять Богом и святыми Его. Недаром ещё пишут, что та или иная «молитва» «очень сильная» или «лучшая молитва от того-то».

Как правило, если это не церковная молитва, которой приписывают магические свойства, это молитвы на современном русском языке, иногда с церковно-славянскими словами: элементарно, не хватает практики православной молитвы (да и откуда ей взяться у таких творцов?). Мы и сами молимся не только на старославянском, молимся так же своими словами – и это необходимо! Но заговоры на церковно-славянском языке видят разве что специалисты-историки, а то, что дается на потребу всем – это часто безграмотные с точки зрения содержания, орфографии, пунктуации тексты.

«Ослаби ми покаятися от грехов моих» (освободи меня покаяться), «Богу, селящему на херувимех» (положим, опечатка, правильно – «седящему»), «да твоим ходатайством поедет ю в место покойное» (куда поедет?): все подобные опусы говорят о том, что тут смысл не важен! Важно магическое действие «мантры»!..

Причем пользующимся этими «молитвами» Бог совсем не важен, не важны борьба со страстями, спасение души: только земные выгоды. И не важно, кто для него Бог - Иисус Христос или Аллах. Если человек причисляет себя к Православию – будет «молиться» Христу, Божией Матери или архангелу Михаилу. Для него есть некие высшие силы – как бы они ни назывались – они помогут.

Читающие эту статью вряд ли читают подобные молитвы, но следует быть внимательным к тому, что читают ваши ближние и вовремя разъяснить пагубу этого, по слову Господа: «пойди и обличи его между тобою и им одним» и т.д. (Мф.18:15-17). И следует быть трезвенным в отношении даже к православным молитвам, составленным не святыми Божиими угодниками, а современными людьми. А лучше пользоваться молитвами Церкви, и тогда молитвы «своими словами» сами собой будут изливаться в правильных словах. А это важно, ибо «от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф.12:37).

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla