Наверх На главную

В храме Богоявления идет грандиозная по масштабам работа — мытье стен и куполов на высоте более 25 метров. Чистота будет наведена к светлому празднику Пасхи.

К Пасхе каждая настоящая хозяйка старается навести в доме сияющую чистоту — избавиться от накопившегося хлама, отмыть от зимней грязи окна, впустить в дом прозрачный свежий весенний воздух. Вот и в храме — втором доме для православных — сейчас идет подобная генеральная уборка: рабочие отмывают стены и купола.

Работы ведут два промышленных альпиниста и подсобный рабочий — сотрудники магнитогорского предприятия «Авангард». Почему в миасском храме наводят чистоту магнитогорцы? Конечно, поиски исполнителей начали с Миасса. Две городских фирмы после переговоров брали время на раздумья — и отказывались. Почему?

Настоятель Богоявленского храма протоиерей Игорь Рысенко объясняет: особенность такого заказа в том, что высота, на которой придется вести работы, больше 25 метров. Таких храмов в Челябинской области немного. И далеко не каждая специализированная организация готова взяться за подобный проект. Нужно монтировать, а затем демонтировать строительные леса, — процесс длительный, дорогостоящий, требующий больших усилий. И у потенциальных исполнителей возникает резонный вопрос: стоит ли затевать дело, окупятся ли затраты.

 

В итоге выбор остановился на магнитогорцах. В пользу специалистов «Авангарда» говорит то, что они уже имеют такой опыт: мыли и красили водоэмульсионкой стены кафедрального собора Магнитогорской епархии — храма Вознесения Господня. К слову, говорит Максим Шкарапута, магнитогорский храм очень похож на миасский: расположение частей, высота, двери, роспись, — «просто возникает дежавю».

Магнитогорские строители понравились настоятелю миасского храма протоиерею Игорю Рысенко тем, что отлично понимают: чтобы выжить в условиях кризиса, не следует гнушаться никакой работы. В зимнее время собственно строительных заказов мало, — так они, к примеру, по заказу коммунальщиков чистят крыши многоквартирных домов от снега и сосулек. Зима нынче выдалась щедрая на снег, чистить кровли жизненно необходимо, а те же «свои» дворники, например, — контингент достаточно специфичный. Чем их отправлять на крышу, управляющим компаниям проще и безопасней нанять промышленных альпинистов.

Важно и то, что у «Авангарда» вся документация, в том числе допуски к высотным работам, в порядке. Работники каждый раз перед выходом на смену расписываются в том, что прослушали инструктаж по технике безопасности. Иными словами, организация-подрядчик берет все риски на себя. Заказчик оплачивает, а до того — обеспечивает фронт работ, создает необходимые бытовые условия: ночлег, питание. Строители — народ в быту непритязательный и ко всему привычный, потому авангардовцы были приятно удивлены тем, как их устроили в Миассе: прямо на территории храма — никуда не нужно ехать, кровати и, постельное белье, душ, готовая еда в трапезной — даже ночью: только разогреть, когда понадобится.

Директор «Авангарда» Максим Шкарапута по образованию — инженер промышленного и гражданского строительства, потомственный строитель — его дядя был директором треста «Магнитострой». Состоит в кадровом резерве магнитогорской администрации — претендует на должность начальника отдела архитектуры, намерен заниматься градостроительным контролем. Максим — человек, увлеченный своим делом. О котором может говорить много и, поверьте, даже неспециалисту слушать интересно. Кроме того, Максим Шкарапута — не из разряда кабинетных руководителей. Конечно, прежде всего он занимается организацией работы своего предприятия. Вот и сейчас: все вопросы в Миассе решил, все на месте проверил — и вернулся в Магнитогорск, там тоже есть чем заняться. Однако признался, что при необходимости или возможности сам поднимается на высоту. «Когда работаешь с ребятами, больше нюансов узнаешь, чем когда внизу стоишь, лучше понимаешь все проблемы. Поэтому полезно время от времени работать самому». Много внимания директор «Авангарда», конечно, уделяет вопросам безопасности труда — и это отдельная большая тема разговора.

Необходимость мытья стен уже стала очевидной и безотлагательной. Верхний храм был освящен и открылся для богослужений в 2011 году. И пока еще его стены ни разу не мыли. Сначала просто не было такой необходимости — когда расписывали алтарь, стены еще были достаточно чистыми. Потом ждали и надеялись, что вот-вот, уже совсем скоро, поступят деньги для росписи храма. Ведь это совершенно логично: стены вымыть — и сразу, по чистому, начать их расписывать.

Однако вопрос финансирования снова отложен. А время идет, свечная копоть ложится на стены, вот уже и от владыки во время его недавнего визита получили резонное замечание. В общем, пришла пора, не дожидаясь росписи, наводить в храме чистоту.

Появление копоти на стенах — естественный процесс. Как говорит отец Игорь, здесь и качество свечей, конечно, играет роль. Во многих храмах есть проблемы с вентиляцией: из-за технологических нарушений, допущенных, при строительстве, нет достаточной циркуляции воздуха. В миасском храме Богоявления — достаточно хорошая вентиляция. И это видно: копоть собирается в определенных местах, возле вентиляционных отверстий. Вертикальные участки стен, в принципе, достаточно чистые, копоть оседает там, где есть уклон, особенно собирается на сводах. Свою роль играет роль и то, что отопление происходит за счет теплого пола, который равномерно нагревает весь периметр. Батареи практически все время отключены, иначе картина была бы другая: будто кто-то кисточкой мажет черной краской по стенам над батареями, вокруг которых циркулирует теплый воздух — и тогда происходит наброс грязи. Если бы не высота храма и связанные с этим сложности, мыть стены в храме, говорит отец Игорь, можно было бы по мере необходимости, хоть раз в год, хоть каждые полгода: как только появилась копоть — сразу и вымыли.

Отчего же стены храма не вымыли раньше? Ждали решения вопроса об оплате работ по росписи. Пока расписан только алтарь — на площади стен около 550 квадратных метров.

История с росписью алтаря, признается отец Игорь, —явное чудо, действие промысла Божия. Несколько лет назад миасский «ЭнСер» (ресурсоснабжающее предприятие) в результате реорганизации вошел в состав «Иркутскэнерго», из Иркутска в Миасс тогда приезжал генеральный директор этого холдинга — знакомиться с производство и коллективом. И в рамках визита для него организовали экскурсию по городу, в том числе и в Богоявленский храм. Гендиректор «Иркутскэнерго» поинтересовался, какая сумма требуется на роспись стен. В ответ прозвучало: 10-12 миллионов на весь храм. Гость выслушал, уехал. А через месяц — звонок из Иркутска: на какой счет перечислить миллион рублей, чтобы начать роспись? И меньше чем за полгода алтарь был расписан. Настоятель храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко глубоко благодарен генеральному директору «ЭнСера» Сергею Понамарёву: тот, как добрый христианин, порадел за храм — обратил внимание  гендиректора «Иркутскэнерго» на проблемы храма и было принято важное для нас решение.

 

Из Пскова приезжал руководитель архиерейской иконописной мастерской Александр Кетросан. Была идея — чтобы он же расписывал и остальную часть храма, чтобы все было сделано одной рукой, в едином стиле. Но снова дело застопорилось из-за отсутствия финансирования.

Куполам кроме мытья требуется частичная реставрация: кое-где сошла краска. В ходе работ будет установлена причина: либо была допущена небрежность во время строительства — и появились протечки, либо просто с окон стекает конденсат. Это тоже возможно: высота большая, теплый воздух активно поднимается наверх, оседает на холодных окнах — батарей под ними нет. Это естественный физический процесс. В любом случае: снять краску, шпатлевку, где облезает; все заново загрунтовать, зашпаклевать, покрасить — и проблема будет решена.

Вышку-«турку» магнитогорцы установили вечером 20 марта. Несколько дней было отведено на решение организационных вопросов. И на адаптацию людей к ночному графику: работы начинаются вечером, после окончания богослужения. Это рациональнее, чем если в течение дня строители будут прерывать работу на время службы.

На сегодня сделана примерно треть общего объема работы. Максим Шкарапута считает, что они уложатся в расчетные две недели: все идет по плану, работники трудятся опытные, бытовые условия для них созданы очень приличные. Все должно быть хорошо. А пока настоятель храма отец Игорь ежедневно сам контролирует процесс.

Поскольку копоть накапливается постоянно, скорее всего, в будущем стены храма обязательно нужно будет мыть каждый год или, по оптимистическим прогнозам, раз в два года.

В любом случае, нынче к Светлой Пасхе, как говорит отец Игорь, храм будет праздничным, умытым, чисто прибранным.

Фото автора и Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla