Главная
В первые четыре дня Великого поста совершается великое повечерие с чтением покаянного канона святого Андрея Критского. Для христианина, серьезно относящегося к своему спасению, это прекрасная возможность обнажить душу перед Господом, понять, насколько он грешен, и затем покаяться на исповеди для того, чтобы обновиться перед встречей Светлого Христова Воскресения.
Первая неделя с чтением покаянного канона и красивой и трогательной литургией преждеосвященных даров помогают тому, чтобы мы принесли достойные плоды покаяния.
Вот и в миасском храме Богоявления Великий покаянный канон читался в особой атмосфере: многие молились слезно и сосредоточенно, стоя на коленях, держа в руках зажженные свечи. Настоятель протоиерей Игорь Рысенко и второй священник протоиерей Павел Рысенко поочередно доносили до молящихся волнующие и преображающие душу песни канона Андрея Критского.
Покаянное чувство нарастало от одной песни к другой, сокровенное звучание и духовное богатство которых подчеркивал церковный хор, исполнявший первые строфы песен (ирмос).
По мере вникания в строфы канона молящиеся заглядывают внутрь своей души, кажущейся в эти минуты обезображенной множеством грехов. Это делается в горячем стремлении пробудиться от греховного сна, как взывает к своей душе преподобный Андрей Критский в Покаянном каноне.
И вот уже слезы невольно текут из глаз. Они вызваны глубоким самоукором и надеждой избавиться от греховного плена, сбросить цепи страстей, смыть с души зловонную грязь. Душа рвется к свету, очищаясь покаянием, радуется близости Святой Троицы, призываемой в молитвах. В эти моменты душе ненавистны вспоминаемые дела злобы, осквернившие ее, она тянется к Богу, подражая Марии Египетской и другим святым, о которых поется в каноне.
Как пишет сайт «PRAVMIR.RU», Великий канон Андрея Критского — чудо всей церковной гимнографии, это тексты удивительной силы и красоты. Начинается он текстом, обращенным ко Христу:
“Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?” — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.
Затем следует знаменитый тропарь:
“Гряди, окаянная душе, с плотию твоею. Зиждителю всех исповеждься…”
Удивительные слова, тут и христианская антропология, и аскетика: плоть тоже должна участвовать в покаянии, как неотъемлемая часть человеческого естества.
По своему содержанию Великий канон представляет собой беседу кающегося с собственной душой.
Своего апогея эта беседа с душой, постоянные уговоры ее, призывы покаяться, достигают в кондаке, который поется после 6 песни:
“Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй”.
К особенностям Великого канона относится широкое использование образов и сюжетов из Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета. На этих примерах постоянно происходит увещание души: вспомни этого праведника, он так угодил Богу, вспомни другого святого, он так же был послушлив Богу — ты же ничего подобного не сделала.
Вспоминаются Адам и Ева, Каин и другие библейские персонажи: Моисей, Аарон, Авраам, Иосиф . Об одних говорится в положительном смысле, о других - наоборот, кому-то нужно подражать, а кому-то нет.
Как мы видим, тексты довольно трудные, поэтому к восприятию Великого канона необходимо заранее готовиться. Он всеми средствами подвигает нас к покаянию, последовательно открывая сокровенные шаги к этому. Они будут понятны, если прихожане накануне внимательно ознакомились с песнями канона, внимательно слушали его или читали вместе со священником на службе.
В конце великого повечерия положен чин прощения.
Вот и в храме Богоявления священники, сотворив земной поклон, просили прощения у прихожан, а они – у священников.
Так богослужение первой седмицы вводит нас в Великий пост, воспитывает, вдохновляет, увещевает, направляя на постный подвиг.
Фото Владимира Закатова
- Подробности
- Автор: Валерий Георгиев
- Категория: Главное
- Просмотров: 9380