Наверх На главную

В понедельник для православных верующих начался Великий пост. Накануне в храмах состоялся чин прощения.

Прощеное воскресенье предваряет Великий пост. В Евангелии от Матфея Господь говорит нам: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23-24).

Великий пост длится сорок дней — как важные библейские события. Когда был Всемирный потоп, дождь шел в течение сорока дней и ночей. Сорок лет Моисей водил по пустыне израильский народ. В течение сорока дней Иисус Христос и пророк Илия постились в пустыне.

К сорока дням Великого поста присоединяется еще и Страстная неделя, в которую вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа. Таким образом, продолжительность Великого поста, от Прощеного воскресенья до Пасхи, — семь недель.

Для Великого поста существуют несколько условий, которых Православная Церковь рекомендует соблюсти, чтобы пост был истинным, духовным. Первое из них — освободить дух свой от главенства плоти и материи. Второе условие — прощение. Условие третье — пощение, то есть воздержание от пищи животного происхождения и употребление только растительной пищи.

«Не судите, да не судимы будите, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7, 1).

Чин прощения совершается в храмах в воскресенье вечером накануне Великого поста. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях —великопостные черные или фиолетовые покровы, в середине службы и священники меняют облачение на темное. В храмах в этот день по-особенному торжественно: начинается весна духовная.

Духовные пастыри в проповедях объясняют необходимость просить прощения у родных, друзей, знакомых и незнакомых — дабы искренне примириться со всеми окружающими и приступить к Великому посту с чистой душой и добрыми помыслами. Прихожане готовятся к вступлению в 40-дневную пору молитв, духовного и физического воздержания, прося прощения и искренне прощая.

Прощая, мы освобождаем свою душу от обид. Всепрощения ждет от нас Господь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7).

Эта добрая и, на первый взгляд, простая традиция — просить прощения за вольно и невольно причиненные обиды — имеет глубокий смысл, который в своей проповеди в Прощеное воскресенье раскрыл прихожанам настоятель Богоявленского храма протоиерей Игорь Рысенко.

Отец Игорь напомнил о давней традиции просить прощения перед началом важного дела:

«Особенно это было принято у русских воинов перед вступлением в битву — они в последний раз друг друга видя и не зная, сумеют ли еще потом попросить друг у друга прощения, примириться, обязательно перед боем это делали — уходили в бой с чистым сердцем. Так и пост, который начинается или уже начался, можно сказать, — он тоже своего рода бой, в который вступает христианин. Бой с духами злобы поднебесной, как пишет Апостол. Вступая на это поприще, ставя перед собой какие-то духовные задачи, пытаясь преодолеть борющего нас врага, мы будем в сугубой молитве находиться в посте, мы будем обращаться к Богу, к Матери Его — Пречистой Владычице нашей Богородице, к пресвятым угодникам с просьбой о помощи, с просьбой о прощении собственных наших грехов. Так чтобы делание это, духовная борьба совершалась бы в сердечном покое».

Невозможно достичь духовного роста, совершенствования, если на сердце нет покоя и мира. Если нет понимания и принятия того, что и сладкое, и горькое, — все в нашей жизни происходит по воле Творца, ниспослано человеку ради спасения его души. Эта встряска — для того, чтобы человек переосмыслил свою жизнь, свои поступки, посмотрел на себя со стороны.

«Даже в обычной жизни мы с вами можем каждый подтвердить: если в сердце живет обида, если в сердце закипает злость и раздражение, осуждение другого человека, желание отомстить ему, то вся жизнь наша повседневная отравлена этими мыслями и чувствами. Мы как бы проглотили пилюлю, яд, который разлагает нас изнутри, который убивает нас и все силы нашей души. И жизнь наша становится невыносимо горькой.

Мы пытаемся заглушить эти мысли повседневными заботами, отгоняем их от себя. Но они живут в нас и прорываются наружу тогда, когда мы меньше всего этого ждем или меньше всего об этом думаем. Прорываются, заставая нас врасплох и обезоруживая нас и повергая нас ниц.

И вот эти чувства, злость эта, которую в сердце человек носит, греховные какие-то мысли, мысли осуждения делают пустой нашу молитву. Делают ее беспомощной. Делают ее, даже можно сказать, безумной в каком-то смысле. Неспроста я привел в начале проповеди слова молитвы Господней о прощении грехов наших. На Афоне, в афонских монастырях существует практика, когда старцы запрещают тому или иному брату произносить эти слова, когда он молится Господней молитвой, если он находится в состоянии вражды с кем-то из братьев и не может преодолеть эту вражду. Потому что если вдуматься в смысл этих слов, человек сам себе выносит приговор, когда произносит слова молитвы: прости мне, Господи, мои грехи так же, как я прощаю другим. Мы сами говорим эти слова и тем призываем на себя не милосердие Божие, а Его справедливость. Но если бы Господь был только справедлив, никого бы из нас уже давно в живых не было — по справедливости, поскольку все мы грешники. Но Господь милосерден, и поэтому мы живы до сих пор.

Прощать обиды другому человеку нелегко. Но зато когда ты это сделаешь, когда ты от всего сердца человеку простишь, — какая легкость на сердце. Какое состояние праздника и радости на сердце после этого, когда происходит долгожданное примирение. Вот это состояние легкости и радости сердечной и требуется от христианина во время его духовного подвига, особенно такого подвига, как Святая Четыредесятница.

Невозможно входить в пост, совершать его достойно, если сердце наше отягчено вот этими греховными мыслями осуждения, раздражительности, злопамятства, недоброжелательства, то есть желания отомстить другому, когда не можем от сердца простить прегрешения брата своего. Много мы на предыдущих седмицах (неделях) говорили об этом. Вспоминали и блудного сына, вспоминали молитву мытаря, много говорили о покаянии, о том, что это такое.

Каждый раз на Прощеное воскресенье, наверное, во всех храмах приводятся история из Киевского патерика и все, наверное, ее уже знают наизусть. О священнике Тите и дьяконе Евагрии. Были два таких монаха в стенах Киево-Печерской лавры. Были они неразлучными друзьями, любили друг друга христианской братской любовью. Но вот дьявол позавидовал им и решил разрушить эту гармонию в их отношениях, положил вражду между ними. Превратились они из лучших друзей неразлучных в заклятых врагов, когда не только говорить друг с другом, но даже видеть друг друга не могли. Так проходил год за годом. Вся братия скорбела. Пытались их увещевать, пытались их уговорить примириться, но ничего не выходило. И вот наконец священник Тит тяжко заболевает. И уже на смертном одре, чувствуя, что приближается конец его земной жизни, он просит братьев, чтобы привели к нему этого дьякона Евагрия — в желании примириться с ним. Но дьякон ни в какую не соглашается. И братья, чтобы исполнить волю умирающего, силой приводят его в келью к священнику Титу. Тот, приподнимаясь на смертном одре своем, уже из последних сил говорит: «Брате, прости мои прегрешения, виноват перед тобой. Отпусти меня, отпусти мои прегрешения». Но тот в гневе говорит: «Не прощу — ни в этой жизни, ни в будущей, никогда». И как только он произнес эти слова, тут же замертво упал на пол. А Тит мгновенно почувствовал облегчение в своей болезни и поднялся с постели своей абсолютно здоровым. Было явление: Ангел Божий стоял рядом с постелью Тита. И когда Евагрий произнес эти кощунные, безумные слова о том, что он никогда не простит брата своего, ангел этот копьем своим огненным пронзил его сердце, и он упал замертво. А Титу подал руку, и тот, взявши ее, получил мгновенное исцеление и поднялся с постели здоровым. Все мы знаем эту историю. Но есть еще одна маленькая деталь, которая особенно характерна. Евагрий, упав на землю и тут же умерев, мгновенно окоченел. Так, что не могли потом братья ни руки ему сложить на груди, ни глаза закрыть. Так, как будто бы он умер уже давным-давно. И тело его было окоченевшим, каменным. Вот это очень важный момент: давно умер, сердце было мертвым, душа была мертва, сгорела дотла. Не сумел он ничего сделать для своего спасения.

 

Вот это очень важно нам помнить: как опасно нам с вами носить злость. Злоба — как смертельно опасный яд. И человек, носящий этот яд внутри и не кающийся, подобен смертельно зараженному человеку, выпившему отравы. Может и мгновенно ангел Божий поразить человека, видя это безумие, видя, что душа умерла, душа не сможет воскреснуть. Хотя тело пока еще живет и дышит.

Будем думать об этом, братья и сестры, не только сегодня и сейчас. Будем думать об этом особенно в Святую Четыредесятницу. Поставим перед собой задачу, наверное, самую главную: как можно быстрее учиться прощать. Как можно быстрее изгонять из себя эти греховные мысли, этот яд, который отравляет наше существо. Пусть наш пост начинающийся будет не постом змей или скорпионов, как опять же святые отцы говорят. Они сравнивают пост некоторых именно с таким — физическим — постом. Как змея, когда просыпается от зимней спячки и выползает из своей норы на весеннее солнышко, не ела долго, спала всю зиму, — постилась в какой-то степени, — но в этот момент яд ее наиболее опасен, наиболее силен. Скорпион — это существо, которое может дольше всех других живых существ на земле обходиться без пищи. Но при этом он не превращается в кузнечика, а остается таким же смертельно опасным хищником. Дьявол вообще никогда не ест.

Поэтому особенный смысл поста для нас, конечно, в сочетании и гармонии между душой и телом. Тело постится, воздерживаемся от какой-то пищи, от развлечений, изнурем его поклонами земными. А душа постится, внимая словам Священного Писания. Воля наша, дух наш должен руководить всеми действиями в гармонии, чтобы это все помогало нам преодолевать лестницы к Богу.

И сегодня, в день Прощеного воскресения, я — как ваш пастырь, настоятель этого храма — первый испрашиваю у вас, дорогие отцы, братья, сестры, прощения и полагаю начало чину. Простите меня, отцы, братья и сестры, аще согрешил перед вами, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами».

 

В ответ прозвучало единодушное: «Бог тебя простит. И ты нас прости».

Отец Игорь разъяснил прихожанам, в каком порядке будет совершаться чин прощения. И еще — как важно просить прощения не только у родных, близких, но и у малознакомых людей. Ведь обидеть мы можем случайно, непреднамеренно — словом, взглядом, невнимательностью, отсутствием желания помочь… Все мы с вами — живые люди. Просить прощения — это труд. Получить прощение — еще больший труд. Будем щадить друг друга. И не нужно ждать, сделайте сами шаг навстречу: первым просит прощения тот, кто сильнее, крепче духом. Затем состоялся собственно чин прощения.

Фото Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla