Наверх На главную

Престол облачился в чёрное . В таком цвете, согласно принятой в Православной Церкви цветовой градации богослужебных облачений, он пробует до Пасхи. Накидка лаконичная и красивая: бархат, по периметру серебряная вышивка - кресты, украшенные сеткой и жемчугом, серафимы, крупный орнамент, бахрома.

 

Тандем

Это совместная работа золотошвеек Богоявленской мастерской (рук. Наталья Мухаметова) и специалиста по машинной вышивке – матушки Елены.

– Золотошвейная мастерская практически все работы выполняет в тандеме: ручная работа, плюс вышивка на машине с ЧПУ. Такой подход позволяет значительно сэкономить время, причем, не в ущерб качеству, - отмечает протоиерей Игорь Рысенко.

В самом деле, «смешанный» подход выручает здорово. Доведись те же Плащаницы Матери Божьей и Христа Спасителя делать только вручную, они бы по трудозатратам стали поистине «золотыми», потребовали месяцы работы. А здесь отличное качество при максимальной скорости.

 

«Вышивание мышкой» и оттенки серого

Считается, что на машинке вышивать легко: раз-два и готово. На самом деле это большой труд. Золотошвейка кладет стежок вручную, иголочкой. Матушка Елена, используя специальную компьютерную программу, «вышивала мышкой». Выводила на экране по контуру рисунок вручную, каждый стежок. Обычно еще подбирает таким же способом цвета, разные оттенки -  до 8 может задействоваться одновременно.

В этой работе было проще – у постового облачения черно-белые цвета. Но и тут не без нюансов: несколько узоров выполнены серебряной ниткой тоном ближе к серому, некоторые – молочно-белые (крылья у херувимов). Лики херувимов - телесного цвета, кресты – белые.

Новый проект был не из легких, прошел многие стадии на пути от идеи до разработки-воплощения. Главным «режиссером» выступал настоятель храма Богоявления. Курировал плотно, не упуская из вида ничего: какой галун сделать, что на углах будет вышито, херувимы, цветы, или кресты. Редактировал эскизы, подготовленные Натальей Юрьевной в нескольких вариантах.

 

«Укрощение ворса»

У облачения есть два секрета. Первый – ювелирная точность исполнения работы. Второй – особенности работы с бархатом. – Мы долго выбирали подходящий по фактуре и качеству материал. Решили, что это должен быть бархат, причем, с низким ворсом, чтобы вышивка не потерялась, - рассказывает Наталья Юрьевна.

У черного бархата есть особенность: если из-за вышивки ворс в разном направлении идет, он по-разному свет отражает – может казаться серым и даже почти белым. Поэтому все делалось в одном направлении. Словом, технических сложностей хватало.

 

Сердце храма

Напомним, новый престол появился в храме к Рождеству. Тогда же и встал вопрос о необходимости «одеть» его в соответствующее новое облачение.

- Престол, это сердце храма, сакральное место, на нем свершается священнодействие, Божественная Литургия, главное таинство – таинство тела и крови Христова, - подчеркивает о. Игорь. - Поэтому и хотелось особым образом его украсить. Сейчас пост, вроде все должно быть строгим, неброским. Но престол исключение: там лежат священные предметы - позолоченное Евангелие, чаша серебряная или позолоченная. Поэтому и облачение должно быть не простым - максимально достойным, красивым.

Увидеть престол в новом облачении можно во время службы, когда царские врата на иконостасе отворяются. Кстати, и сами священники в соответствующего цвета облачении служат. И аналои, и закладки в Евангелии и апостоле - все в соответствующем цвете. Даже завеса на царских вратах меняется. В дальнейшем мастерицы храма сделают для престола новые «одеяния», причем, разных цветов.

 

В работе рушник

Скоро мастерицы храма Богоявления завершат еще одну постовую работу – рушник. Он висит на большом распятии, на плечах у Спасителя. - Это не обязательный атрибут в церкви, но тоже украшение и символика. На черном рушнике изображены два скорбящих ангела со скрещенными руками, склонившиеся в молитве в знак смирения перед величием таинства смерти Творца. Все символично, все имеет внутренний смысл. Даже цвет помогает понять смысл праздника или церковного события, - обращает внимание настоятель.

 

Радуга, или Цвета богослужебных облачений

Облачение престола – целая наука. Для тех, кому это интересно, предлагаем небольшую справку по данной теме. Она подскажет, в какие праздники престол будет «одет» в красное или белое одеяние, а также смыл и значение цветов.

Используемые цвета символизируют духовные значения празднуемых событий.

Золотой (желтый), царский цвет. Дни памяти пророков, апостолов, святителей, равноапостольных, прочих служителей Церкви, а также благоверных царей и князей и на Лазареву субботу (иногда также служат в белом)

Белый, Божественный свет. Пасха и праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения, на Лазареву субботу (иногда также служат в жёлтом), бесплотных небесных сил.

Голубой: высшая чистота и непорочность. Богородичные праздники (Благовещение, Ризоположение, Успение, Рождество Пресвятой Богородицы, Покров, Введение, дни памяти Богородичных икон)

Фиолетовый или темно-красный: крестные страдания Христа. Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Воздвижение) и воскресные дни Великого поста.

Красный, Цвет крови, которую пролил за нас Христос, или мученической крови. Пасха, дни памяти мучеников.

Зеленый, Цвет животворения и вечной жизни. Праздники и дни памяти преподобных, подвижников, юродивых, Вход Господень в Иерусалим, День Святой Троицы.

Черный, Цвет поста и покаяния. Великий пост.

Темно-красный, Кровь Христа, данная Им апостолам в чаше на Тайной вечере в четверг перед распятием. Великий четверг.

Можно в конце сказать, что Пост пройдёт быстро и скоро уже прихожане смогут вновь увидеть замечательную плащаницу Спасителя, выполненную золотошвейками храма.

Темно-синий, черный: Темно-синий, фиолетовый, тёмно-зелёный, тёмно-красный, чёрный.

Фото Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla