Наверх На главную

Отцу Дионисию 41 год. Он диакон храма Богоявления. Путь в Русскую Православную Церковь был долгим, извилистым и сложным. Сегодня, оглядываясь назад, отец Дионисий говорит «Без Бога все обречено на неуспех, ни один путь не будет правильным». И почти исповедально рассказал о своей жизни «до» и «после» судьбоносного решения.

- Отец Дионисий, кем вы были в «той жизни», до того, как пришли в храм? Что послужило поводом для столь кардинальной перемены: вы разочаровались в светской жизни, процветающих в ней нравах, морали?

- Начну с самого начала. Кем я только не был... У некоторых одна запись в трудовой, но это не мой случай. В детстве мечтал стать милиционером. Занимался спортом, боксом, поэтому после школы сложностей с выбором профессии не было: поступил в высшую школу милиции. Далее прохождение практики и служба в милиции.

- Участковым?

- Нет, в криминальной милиции, уголовный розыск. Позвали туда на работу после того, как во время стажировки принял участие в задержании двух несовершеннолетних убийц. В органах внутренних дел прослужил всего 2,5 года.

- Разочаровались, поняли, что это не ваше?

- В какой-то степени, да. Я ведь о работе в милиции судил по советским фильмам, а в лихие 90-ые на практике столкнулся с негативными явлениями того времени (коррупция среди должностных лиц, социальная несправедливость и т.д.). Простой пример – за 2,5 года работы по уголовным делам с 7 сотрудников сняли погоны и привлекли к уголовной ответственности.

- Это многим, к сожалению, знакомо, в том числе по новым, менее романтическим, более жестким фильмам о работе правоохранителей. Работа в милиции как-то повлияла на вас?

- Я понял, что деградирую. Качественно снизился словарный запас. Даже дома мог сказать что-то «по фене». Молодая семья, ребенок только родился, зарплата маленькая, у жены – учительская, с задержками, неопределенность с жильем…Повлиял и кризис 1998 года. Медленно созревало решение уволиться.

- Неужели выбрали модный в ту пору бизнес, считавшийся своеобразной палочкой-выручалочкой?

- Сыграл свою роль юношеский максимализм – «Все можно, если захотеть!», устроился к знакомому на фирму. Вагоны с цементом разгружал, потом продавал этот цемент, позже уже руководил небольшим производством. Решил уйти и открыть свою фирму, продавал стройматериалы. Познакомился с руководителем одного из предприятий, у которого были затруднения с реализацией продукции, и в короткий срок помог решить эту проблему. Он в благодарность позвал меня работать в свою компанию, в Челябинск. Через пару лет я ушел, поскольку не увидел перспективы в дальнейшем сотрудничестве.

- И какой выбор сделали в этот раз?

- Начал новую тему, занялся поставками в область керамзитового гравия и его реализацией. В планах было строительство завода по производству керамзита на территории Челябинской области. Получил лицензию на месторождение керамзитовых глин под Верхним Уфалеем, встречался с собственниками объектов ПО «Маяк» в г. Озерске, где такой завод существовал раньше, еще со времен Советского Союза.

Ездил по командировкам, летал в Китай - искал спонсоров, готовых финансировать строительство завода. Но…

Наступил 2008 год. Опять кризис. Все на 180 градусов развернулось. Все проекты рухнули. Опять выживать пришлось. Распустил работников, которым нечем было платить, закрыл фирму, стал безработным. С женой и детьми на несколько месяцев уехали жить в деревню, в Октябрьский район, где был небольшой дом и земельный участок. Жили за счет подсобного хозяйства, индюшек держали, поросят, курочек. Браконьерничал - ловил на продажу сетями рыбу.

В августе 2009 года мой знакомый Геннадий Усенко, на тот момент глава р.п. Первомайский, пригласил на  работу в МУП «УЖКХ Первомайского городского поселения». Стал заместителем директора, работал с населением, с ресурсоснабжающими организациями. В 2010 год Усенко баллотировался на главу района, я в предвыборной кампании принимал участие. Усенко выиграл, предложил занять должность начальника управления коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры администрации района.

Тогда же поступил в Уральскую академию госслужбы (заочно), ныне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Рф. Работа была интересная. Капитальный ремонт многоквартирных домов, работа с министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Фондом содействия реформированию ЖКХ, взаимодействие с управляющими компаниями. Отдельная тема – переселение жителей поселка Роза из аварийных домов. Приезд в Розу тогда еще председателя Правительства России Владимира Путина и министра МЧС Сергея Шойгу.

Естественно, работая в администрации, никак не обойдешь тему избирательных кампаний. Приходилось работать и в них.

- Чиновник «от коммуналки» - всегда притягательная фигура для желающих ускорить решение своих вопросов своеобразным способом. Вам взятки предлагали?

- Нет, не предлагали. В 2012 году у меня возникли разногласия с главой района, и я ушел из администрации. Это тоже был сигнал, знак, что нужно остановиться, подумать, для чего я живу.

- Когда вы пришли к вере и стали посещать церковь?

- Притча из Евангелия о блудном сыне – это обо мне: ходил в Церковь очень редко (3-4 раза в год), хотя крестился сам в 16 лет. Неурядицы, безработица, разочарования, трудные диалоги с самим собой, семейные конфликты, некоторая растерянность – что делать дальше, как правильно жить? Так я и оказался у настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы п. Первомайский о. Павла Рысенко. Супруга была там прихожанкой и детей регулярно приводила в храм. Жесткий разговор состоялся у меня с отцом Павлом: он объяснил мне, кто я есть в этой жизни. Без Бога все обречено на неуспех.

Уйдя из администрации, мне стало понятно, кто друг, кому интересен, а кому нужен был исключительно из выгоды. В Псалтири царя Давида есть такая фраза: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения» (Пс.145;3). Я сопоставил свою жизнь, что правильно, что нет, что и подвигло прийти в храм. Регулярно стал исповедоваться, причащаться. Сначала чистил снег во Славу Божию. Отец Павел предложил трудоустройство, начал выполнять различные поручения по хозяйственной жизни прихода, потом стал осваивать чтение на клиросе, познавал для себя ход богослужения. Участвовал в сборе подписей за запрет абортов, вел огласительные беседы в воскресной школе, с прихожанами ездили в крестные ходы.

- Выходит, встреча с отцом Павлом стала ключевой для вашего духовного развития?

- Да. Кроме того, отец Павел дал мне рекомендацию для поступления в духовную семинарию.

А когда его перевели в Миасский храм Богоявления, по приглашению о. Игоря – настоятеля храма, я переехал в Миасс. Здесь уже меня начал вести о. Игорь.

Именно по его ходатайству я был рукоположен митрополитом Челябинским и Златоустовским Никодимом в сан диакона и начал служение в храме Богоявления.

- Супруга как к такому решению отнеслась?

- Не просто. Решение очень серьезное и она не ожидала столь резкого поворота в нашей совместной жизни. Но в итоге и она, и дети поддержали меня, мой выбор и согласились на переезд.

- Жизнь дает мощные уроки зла. Вы их тоже не избежали…

- В жизни каждого человека есть такие моменты. Именно тогда приходит осознание, что кто-то тебя бережет. Без Ангела - Хранителя не выжил бы. Тогда казалось, что это зло, но то были хорошие уроки. Смотришь на прожитую жизнь и понимаешь – есть Промысел Божий! Каждого человека ведет промыслительно Господь по нашей земной жизни.

- В сказках добро почти всегда побеждает зло. В жизни нередко происходит наоборот. Почему: зло сильнее?

- Нет. Человека сложно вразумить, заставить задуматься о вечном, когда он на «гребне волны» – деньги, власть, достаток. А вот когда  скорби, потери, человек начинает задумываться о смысле жизни. Для чего это со мной происходит? Правильный вопрос: ДЛЯ чего, а не За Что. И вот здесь главное - правильные выводы сделать.

- Вера, новое предназначение – служение Богу изменили устройство вашей души и каким образом?

- Мне сложно ответить на этот вопрос. Духовная составляющая – это личная, интимная сфера внутренней жизни человека. Внешне можно увидеть какие-то изменения, но вот что происходит внутри… Оценку изменения состояния души может дать только духовник. Эта область закрыта для других людей.

- Сегодня много говорят о возрождении христианства в стране, отстраиваются новые храмы, все больше людей ходят в церковь. Вы как оцениваете данный процесс?

- Мне сложно судить обо всей стране, только – в рамках прихода. Возрождение есть, но не в таком масштабе, как хотелось бы. Это видно из бесед: люди крещеные, но далекие от Церкви, от правил поведения в храме, с этим есть сложность. В 90-е покрестили народ, теперь пришло время заниматься его катехизацией (обучением).

- Вы столько пережили, многое познали-повидали. Наверняка у вас есть ответ - тяжело ли поступать по христианским заповедям? Кажется, порой это чревато для отношений, карьеры…

- Тяжело. Про друзей я уже сказал. Но самая большая проблема в том, что современные люди не знают Священного Писания. Главные две заповеди: возлюби Господа Бога Своего всем сердцем своим и возлюби ближнего своего как самого себя. Отсюда все идет. Должна быть в человеке духовная жизнь. Если ее нет, то человек мертв, хотя вроде бы и живет телом.

- Насколько я поняла, ваша жена – духовная спутница, и вы в этом отношении смотрите «в одну сторону». А ваши дети чем занимаются? Кем дети должны стать, о каком деле и судьбе для них мечтаете?

- Татьяна в храме работает. У нас три дочки, учатся в школе. Тоже прихожанки. Главное для детей - чтобы стали хорошими, добрыми людьми. Квартира, машина, дом – все тленно. Важно детей так воспитать, чтобы они различали, что такое хорошо и что такое плохо. И научить жить в соответствии с Евангельскими заповедями. При этом важно понимать, жизнь детей – это их жизнь, а выбор - их выбор. Дети не наша собственность. Наше дело – только показать, ориентировать, быть примером.

- У вас дома патриархат? Каковы непреложные ценности и правила в семье?

- По ключевым вопросам консультируюсь с женой, совместно принимаем решения. В некоторых случаях могу самостоятельно принять решение. Благодарен супруге за понимание и ее терпение.

- Чем заполняете семейный досуг?

- Летом - сад, рыбалка, грибы, ягоды. Мы непоседы, часто выезжаем на природу, вокруг Миасса замечательные места.

-  Вы читаете прессу, смотрите телевизор, следите за мировыми новостями? Что в них особо волнует?

- Газеты просматриваю редко, в основном, читаю газету или сайт Челябинской митрополии. Смотрю аналитические  передачи на телеканалах «Россия-24», «Звезда». Слежу за событиями в Сирии и на Украине. Близко к сердцу принимаю происходящее там: гражданская война (когда русский убивает русского), в Сирии и Ираке уничтожаются святыни христианской цивилизации. Смотреть на это без боли в сердце невозможно. Активно работаю в социальных сетях: на Одноклассниках и Вконтакте. Сейчас очень много молодежи в Сети и Православие просто должно там быть.

- Вы совмещаете службу с учебой в семинарии, значит, времени у вас в обрез. И, тем не менее, книги удается читать? Какие?

- Читаю православную литературу. Недавно прочел книгу приснопамятного отца Серафима Роуза «Приношение православного американца». Роуз прошел непростой путь к Истине и, найдя ее в Православии, посвятил свою жизнь служению Богу. С удовольствием прочитал книгу святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири «Илиотропион или сообразование человеческой воли с божественной волей». Она посвящена проблеме соотношения человеческой свободы и Божественного Промысла, их сосуществованию в жизни каждого человека, трудностям, встречающимся всем, вставшим на путь служения Богу. Эта книга также о средствах преодоления трудностей. Очень интересна книга протоиерея Олега Стеняева «Школа выживания: человек в мире соблазнов». Он сопоставляет события ветхозаветных времен с окружающей нас современной действительностью. Всей семьей смотрим проповеди протоиерея Андрея Ткачева, читаем его книги.

- Вас настигает когда-нибудь раздражение, и как справляетесь с этим?

- Настигает. Нет безгрешных людей. Но самое страшное, от нашего гнева и раздражительности страдают наши близкие. Борюсь, молюсь, без помощи Бога не справиться, вместе с тем надо и самому вести духовную борьбу.

Вот и цель - добиваться смирения и мудрости. И осознание своих грехов тоже действует отрезвляюще: кто ты сам был до недавнего времени?

- Вы часто ведете беседы с прихожанами, со школьниками и студентами встречаетесь. Что хотите вложить в них, в чем убедить, на чем акцентируете внимание?

- В храме провожу огласительные беседы, со студентами факультета управления и права ЮУрГУ встречался. Говорю, что главное в человеке ВЕРА, без нее нет смысла в жизни. Стараюсь донести это до каждого. Рано или поздно каждому придется столкнуться с вопросом – быть ему с Богом или нет. Кто-то на смертном одре осознает это, кто-то раньше или через бурное течение событий своей жизни.

Помнится, в молодости родители говорили мне правильные вещи, а я в ответ: «Сам знаю!», и набивал синяки и шишки. Но, хочется, чтобы у других их было меньше.

Времени у нас на самом деле в нашей земной жизни немного. Но современный человек «прожигает» свои дни и годы так, как будто он «Кащей Бессмертный». Еще недавно рядом с нами были наши родные, близкие, друзья, соседи, знакомые, но они уже ушли из жизни в расцвете сил, молодыми - зачастую от пьянок, наркотиков, ВИЧ-инфекции, дорожных происшествий, в результате суицида. А почему? Не было Цели в жизни и не было Любви. Цели именно с большой буквы. Все это есть в Православии. Было бы желание искать Истину!

- На ваш взгляд, школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» справляется с поставленными задачами?

- Не справляется. На мой взгляд, надо изменить методику, вводить блочное изучение про каждую религию в отдельности. Приглашать священнослужителей в школы, при этом учитывая фактор преобладания религиозной культуры для конкретной местности, населенного пункта. Известны случаи, когда православным священникам запрещают посещать школы, но для сектантов различных мастей и толков двери учебных заведений почему-то открыты. Но это уже вопрос правоохранительных органов. В любом случае надо всегда помнить, что религиозная сфера всегда входила в сферу интересов национальной безопасности государства.

- Выходит, годы на учебу, предыдущие работы потрачены зря: полученные знания и опыт остались невостребованными?

- Это важный опыт. Это и есть урок, жизненная школа. Я много повидал, испытал в своей жизни и благодарен Господу за все!

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla