Главная
«Заповеди Божии и, как их первооснова, синайские заповеди — это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение заповедей не уменьшается с веками» (иеромонах Николай Шматько).
В разговорах со своими знакомыми прихожанами храма, захожанами и совсем не переступающего порога храма о заповедях Божиих, которые дал Господь на горе Синай святому пророку Моисеею выяснилось много интересного. О заповедях «не убий» «не прелюбодействуй», «не укради» знают почти все. О зависти, о почитании родителей и что надо любить Господа тоже вроде слышали. А вот о дне субботнем, о том, что нельзя напрасно упоминать имя Божие и что нельзя создавать себе кумира знают в основном только прихожане храма.
Хотелось бы порассуждать о второй заповеди «Не сотвори себе кумира». Вот как она звучит в книге Исход.
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20 4-6)
О серьезности второй заповеди говорит то, что она неоднократно упоминается и в Ветхом Завете и в Новом Завете.
Так же много раз указывается о наказании за нарушение этой заповеди, причем об очень серьёзных наказаниях.
Как часто человек обожествляет вместо Творца то, что он сам создал своими руками: разные статуи, всякие бездушные изображения твари земной или небесной. Это, как раньше было у язычников, продолжается и в наше время.
Под кумиром, которым поклоняются люди, можно подразумевать и все то, что мы очень любим, из – за чего забываем Бога. Это может быть и наше чрево, которое мы готовы ублажать постоянно, ради которого работаем день и ночь. Это может быть и богатство, когда копишь денег все больше и больше. Для кого – то богом становятся дети, которые потом становятся идолами. Но для большинства из нас самым главным кумиром становимся мы сами - наше самолюбие, наша гордыня, наше славолюбие.
Спорным моментом в этой заповеди является поклонение иконам. Иконоборчество длится почти 2 тысячи лет. И сейчас многие сектанты не принимают икон, будто бы христиане целуют нарисованные картины. У меня был такой случай. Давние знакомые оказались сектантами (толи пятидесятниками, толи еще кто – то). И они меня начали донимать этими вопросами. Сначала я отмалчивалась, потом пыталась что – то доказывать. Все было напрасно. Но однажды у них в гостях я увидела фотографию внучки. Взяла ее и сделала вид что хочу ее порвать. Услышав в свой адрес не совсем хорошие слова, я им сказала: - «Это же просто листок бумаги, почему же он вам так дорог?». И перевела разговор на иконы. Вот только тогда им стало понятно, что мы чтим не холст, не бумагу, а тот Первообраз, который на этой бумаге изображен.
И в заключение хотелось порассуждать: а почему люди создают себе кумира?
В каждом человеке есть потребность в Боге. Такими нас создал Господь. Но своими грехами мы лишены этого общения, а «религиозный инстинкт» остается. Вот и создает человек себе для поклонения что – то или кого – то. А ради этого, собою сотворенного кумира, не надо отказываться от своих грехов и не надо меняться. Вот мы и грешим против второй заповеди, который заповедал нам Господь.
Галина Александрова, слушательница учебных курсов при Московском патриархате
- Подробности
- Автор: Валерий Георгиев
- Категория: Творчество читателей
- Просмотров: 4654