Наверх На главную

«Заповеди Божии и, как их первооснова, синайские заповеди — это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение заповедей не уменьшается с веками» (иеромонах Николай Шматько).

В разговорах со своими знакомыми прихожанами храма, захожанами и совсем не переступающего порога храма  о заповедях Божиих, которые дал Господь на горе Синай святому пророку Моисеею выяснилось много интересного. О заповедях «не убий» «не прелюбодействуй», «не укради» знают почти все. О зависти, о почитании родителей и что надо любить Господа тоже вроде слышали. А вот о дне субботнем, о том, что нельзя напрасно упоминать имя Божие и что нельзя создавать себе кумира знают в основном только прихожане храма. 

Хотелось бы порассуждать о второй заповеди «Не сотвори себе кумира». Вот как она звучит  в книге Исход.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;  не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,  и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исход 20 4-6)

О серьезности второй  заповеди говорит то, что она неоднократно упоминается и в Ветхом Завете и в Новом Завете.

Так же много раз  указывается о наказании за нарушение этой заповеди,  причем об очень серьёзных наказаниях.

Как часто человек обожествляет вместо Творца то, что он сам создал своими руками: разные статуи, всякие бездушные изображения твари земной или небесной. Это, как раньше было у язычников, продолжается и в наше время. 

Под кумиром, которым поклоняются  люди,  можно подразумевать и все то, что мы очень любим, из – за чего забываем Бога.  Это может быть и наше чрево, которое мы готовы ублажать постоянно, ради которого  работаем день и ночь. Это может быть и богатство, когда копишь денег все больше и больше. Для кого – то богом становятся дети,  которые потом становятся идолами. Но для большинства из нас самым главным кумиром становимся мы сами -  наше самолюбие, наша гордыня, наше славолюбие.

Спорным моментом в этой заповеди является поклонение иконам. Иконоборчество длится почти 2 тысячи лет. И сейчас многие сектанты не принимают икон, будто бы христиане целуют нарисованные картины. У меня был такой случай. Давние знакомые оказались сектантами (толи пятидесятниками, толи еще кто – то). И они меня начали донимать этими вопросами. Сначала я отмалчивалась, потом пыталась что – то доказывать. Все было напрасно.  Но однажды у них в гостях я увидела фотографию внучки. Взяла ее и сделала вид что хочу ее порвать. Услышав в свой адрес не совсем хорошие слова, я им сказала: - «Это же просто листок бумаги, почему же он вам так дорог?».  И перевела разговор на иконы.   Вот только тогда им стало понятно, что мы чтим не холст, не бумагу, а тот Первообраз, который на этой бумаге изображен.

И в заключение  хотелось порассуждать: а почему люди создают себе кумира?

В каждом человеке есть потребность  в Боге. Такими нас создал Господь. Но своими грехами мы лишены этого общения, а «религиозный инстинкт» остается. Вот и создает человек себе для поклонения что – то или кого – то.   А ради этого, собою сотворенного кумира, не надо отказываться от своих грехов и не надо меняться. Вот мы и грешим против второй заповеди, который заповедал нам Господь.

Галина Александрова, слушательница учебных курсов при Московском патриархате

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla