Наверх На главную

В миасской гимназии № 26 на базе областной предметной лаборатории для работы с одаренными детьми по направлению «Духовно-нравственное воспитание» прошел теоретико-практический семинар для педагогов школ Миасса и соседнего Златоуста.

 

Первая в Челябинской области предметная лаборатория открылась в миасской гимназии № 26 год назад, в мае 2014-го. Это событие стало результатом большого труда преподавательского состава гимназии № 26.

Опыт педагогического коллектива по совершенствованию образовательных и воспитательных систем, предыдущие успехи позволили этому учебному заведению взяться за сложный инновационный проект. И гимназия победила в областном конкурсе проектов творческих лабораторий для работы с одаренными детьми по направлению «Духовно-нравственное воспитание».

Реконструкция и оборудование нового кабинета были осуществлены на средства двухмиллионного гранта областного правительства: выполнен евроремонт, использована современная и экономичная система освещения; закуплены 30 планшетных компьютеров, 26 ноутбуков, интерактивная классная доска, цветные принтеры, проектор и 3D-телевизор.

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — предмет, включенный Министерством образования и науки России в школьную программу в качестве федерального компонента.

Учителям — участникам семинара в 26-й гимназии — были продемонстрированы фрагменты уроков: «Основы православной культуры», «Основы светской этики», «Основы мировых религиозных культур». Прозвучал доклад «Культура  и религия: история формирования религий». Состоялся практикум по использованию планшетных технологий в проектной деятельности. И конечно, семинар был бы неполным без анализа показанных фрагментов уроков и без разработки технологической карты урока.

Как же все выглядело на деле?

Четвероклассники посмотрели небольшой мультфильм о Ное и ответили на вопросы: о какой семье рассказывается в мультфильме? что в ней особенного? — и другие.

От ковчега беседа перешла к теме семьи. Ведь «семья — это маленький ковчег, призванный ограждать людей от беды».

Дети уверенно и достаточно осознанно закладывали в фундамент строящегося метафорического дома — семьи такие «краеугольные камни», как любовь, уважение, взаимопонимание, согласие, забота, преданность. Складывали из отдельных слов пословицы, поучительные фразы: «Семья сильна, когда над ней крыша одна», «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», «Семья — малая церковь» и другие.

Ученики не ждали, когда их вызовут, — сами тянули руки, рассуждали о том, что такое праздники, в том числе религиозные, точно называли, какие праздники, обычаи и традиции, обрядовые блюда относятся к какой религии.

Они хорошо понимают, что делать подарки можно не только к празднику или по какому-то другому особому случаю, но и просто так. И это не обязательно что-то вещественное — вовремя сказанное доброе слово, бескорыстный поступок могут стать бесценным даром. Для практического закрепления этого знания четвероклассники на занятии сделали из заготовок небольшие подарки и унесли их с собой — чтобы подарить кому-то из близких.

И конечно, дети как настоящие гостеприимные хозяева подготовили для гостей школы традиционное угощение — эта часть практикума тоже работала на общую тему семинара.

11 учителей из Златоуста и 12 из Миасса, в основном — преподаватели начальных классов, получили наглядное представление о том, что такое ОРКСЭ. Далеко не все школы могут похвастать хоть сколько-нибудь похожей оснащенностью кабинетов и подготовленностью педагогов. Однако участники встречи почерпнули в этот день немало полезного, что-то примерили на себя, своих учеников, свои школы. И очень благодарны директору, преподавателям и ученикам 26-й гимназии.

Илья Герштейн, директор гимназии № 26:

— Главная проблема в курсе ОРКСЭ — подготовка кадров. Теория яйца выеденного не стоит без практической части. В основе наших семинаров — практика: отрывки из работы учителя и учеников. Мало кричать «за мной!», надо показывать. Духовно творческая личность формируется лучше всего в храме. В данном случае – в храме науки. Одна из задач стояла – создать максимально комфортные условия для работы и для учебы. Курс — сложный. Курс философский. Он опирается на базу, которая в советский период была практически белым пятном в педагогических знаниях. Сейчас многим педагогам приходится самостоятельно нарабатывать базу, которая требуется для преподавания курса. Наша задача: чтобы четвероклассники, учитывая их возрастные особенности, были как можно сильнее мотивированы ходить в этот кабинет. Направленность не на лекционные занятия, а на дискуссионные. Сегодняшняя тема нам всем знакома, мы все формировались в этом социуме. Первые зачатки знаний и отношений между людьми все мы получаем в семье. Во второй половине дня — возникновение и  формирование религии. Учебный год закончился, поэтому можем показать не уроки, а их фрагменты.

В ходе демонстрационной части семинара дети и педагоги пользовались интерактивной доской, планшетами — дети искали необходимую справочную информацию. Новейшие технологии, уверен Илья Абрамович, дают возможность усилить мотивацию учащихся, сориентировать их на результат.

Настоятель храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко является руководителем отдела катехизации и религиозного образования при Миасском благочинии, который занимается попечительством и духовным окормлением различных социальных объектов. Вот и на семинаре в гимназии № 26 отец Игорь присутствовал по приглашению директора этого образовательного учреждения. Ведь курс ОРКСЭ во многом связан с историей мировых религий, с культурными традициями тоже основанными на религиозных представлениях и ценностях.

— Почему чего-то делать нельзя, светские преподаватели ответить не могут. А церковь может: что такое грех, какое страшное влияние он имеет на человека, на его судьбу, как разрушает жизнь, здоровье. Как от этого избавиться — церковь знает пути. Если в прошлом году в 26- гимназии родители 80 процентов учеников отправляли своих детей на изучение светской этики, то в этом году — считанные единицы. Остальные дети пошли на основы мировых религий или на православие. На ислам, иудаизм не набрали по объективным причинам. Молодцы вообще, что взялись, что Илья Абрамович ведет эту линию. Никто в городе так целенаправленно, упорно этот курс не продвигает.

Фотографии Ольги Булатовой и Владимира Закатова

 

Вторая часть галерей >>>

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla