Главная
Здравствуйте, незнакомые мне родители, бабушки и дедушки дошкольников и школьников!
Я хочу рассказать вам о «скорой помощи» в воспитании детей, которую предлагает златоустовский киноклуб «Зеркало».
Время от времени златоустовских (и не только) детей воспитатели и учителя приводят (привозят) в кино во Дворец Победы. Нет здесь ничего нового, такая внеклассная работа велась еще в советские времена. Особенно, наверное, это помнят бабушки и дедушки, которые сами ходили в кинотеатры со школой. Помнят они и фильмы, какие снимали тогда для детей. Под впечатлением от тех фильмов мы «злодея слезам не давали остыть, и прекраснейших дам обещали любить, и друзей успокоив, и ближних любя, мы на роли героев вводили себя».
Но сегодня даже сами кинематографисты признаются в том, что фильмы для детей не снимаются.
А свято место пусто не бывает - «воспитателями» своих детей мы позволили стать зарубежным фильмам и мультфильмам. О печальных последствиях этого воспитания говорят ученые. Социолог Наталья Ефимовна Маркова исследует воздействие на детей и подростков современных западных фильмов, мультфильмов и компьютерных игр. Мне кажется, ее выводы просто необходимо довести до сведения каждого родителя. Вкратце изложу их.
Современное массовое кино и компьютерные мультфильмы формируют опасные установки и модели поведения.
Агрессивность
Когда ребенок смотрит мультфильм, персонажи которого массово уничтожают друг друга, он представляет себя на месте героев, радуется их победам и испытывает наслаждение, когда кто-то причиняет кому-то боль. По-научному это звучит так: «в психике вырабатывается канавка агрессивности, по которой начинают двигаться чувства ребенка».
Демонстративность
В так называемых комедийных мультфильмах часто кто-то над кем-то грубо и пошло шутит. Жертва таких шуток страдает, а над ней смеются. За плохое поведение никто никого не наказывает, не говорит, что так вести себя нельзя. И ребенку прививается модель никем не наказуемого демонстративного поведения.
От природы ребенок застенчив. Но герои мультфильмов ведут себя демонстративно. И ребенок сначала переламывает свою застенчивость, а затем просто идет «вразнос».
Зомбированность зрелищем
Компьютерные спецэффекты и новые кино-технологии воздействует на психику гипнотически. Маленький человечек буквально впадает в транс и совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана. В результате он становится способным воспринимать только зрительную и зрелищную информацию, а слова начинают проходить мимо его сознания. Но в школе обучает не экран, а живой учитель, которого такой зомбированный зрелищем ученик не слышит. Мимо ушей такие дети пропускают и слова родителей.
Подражание мимике телегероев
Физиономии у героев самых популярных современных мультфильмов - тупые, злобные или безумные. Ребенок олицетворяет себя с ними, и его внутреннее самоощущение начинает соотноситься с выражением их лиц. А переняв злобную мимику, невозможно остаться в душе добрым, или, переняв бессмысленный оскал, серьезно относиться к учебе в школе.
Воспитание циников
Модель циничного поведения транслируется через множество американских подростковых фильмов, типа «Американский пирог». Они формируют личность с огрубленными понятиями обо всех сферах жизни, в том числе самых интимных. Вырастает человек, «вытесанный из полена»: тупой, грубый, подобный животному.
Юный зритель все больше и больше сталкивается с жестким стимулированием насилия, садизма, сексуальных ощущений, и эта стимуляция становится для многих, к сожалению, нормой, а все остальное оказывается за порогом восприятия, как классическая музыка для недалекого человека.
Технологии промывки мозгов изобретены давно, но сейчас они стали совершенными, как никогда. «Все это, - считает Н.Е. Маркова, - часть так называемого глобалистского проекта». Его суть в том, что ресурсы планеты ограниченны, а людей слишком много, поэтому их необходимо сократить, по возможности не прибегая к откровенному насилию. Одна группа оболваненной молодежи будет совершать преступления. Таких посадят в тюрьмы. Для другой части - в ранг нормы будут возведены гомосексуализм и лесбиянство, что естественным образом снизит рождаемость. Третья группа - люди, с открытым ртом сидящие перед экраном. Они составят самую управляемую часть населения. Тем же, у кого западные фильмы сформируют комплекс неудачника, будет предлагаться лекарство от депрессии – наркотики. Сначала депрессия действительно отступит, но потом накатит с новой силой, и нужна будет новая доза, затем еще и еще, пока, в один прекрасный момент, это не кончится передозировкой. Наркотики - своеобразный «дуст», которым посыпают общество, чтобы убрать лишних людей.
Первая мысль, которая приходит, когда обо всем этом задумаешься, - запретить, ввести цензуру. Но запретный плод – сладок. К тому же есть Интернет, который не запретишь.
Что делать? Один из способов решения этой проблемы – снизить интерес к вредоносному за счет формирования интереса к благотворному. Редко, но все же и сейчас, в том числе и на Западе, снимают другое кино. И есть золотой фонд нашей культуры – старое советское кино. Мне скажут: оно устарело. Да, отвечу я, жизнь стала другой. Под влиянием технического прогресса изменились время, быт, мода. Но в том старом кино отношения между людьми, между отцами и детьми, отношение к делу, к родине, благородство, бескорыстие, любовь – были нормой. Вот, смотрите, - надо сказать детям - раньше было так. Если эти герои нравятся вам, никакая современная жизнь не может помешать взять с них пример, а ведь они, по сути, - ваши бабушки и дедушки.
Не сразу, а постепенно можно заинтересовать детей другим кино, умным, тонким, несущим свет, кино – искусством. Только просто показывать такое кино недостаточно, надо, чтобы оно стало поводом для размышления. Кино – это искусство, рождающее, прежде всего, эмоции. Но эмоции обязательно должны быть переведены в область сознания. Надо говорить – объяснять, обсуждать, вести диалог об увиденном. Только тогда будет формироваться не «канавка агрессивности», а доброта, чуткость, ответственность, долг и честь.
Если делать это в системе – хотя бы раз в месяц показывать хорошее кино и обсуждать его – то сформируется привычка к нему. Конечно, дети будут продолжать смотреть и «опасное» кино, но оно станет для них теперь менее опасным, поскольку психике уже сделана другая прививка.
Это как хорошая музыка и блатные песни. Если ты не знаешь ничего, кроме тюремных песен – у тебя один вкус. Но если знаешь хорошую музыку, плохие песни, которые ты услышишь, для тебя «погоды не сделают».
Пока о воспитании с помощью 100 лучших фильмов в масштабе страны только идет разговор. Но в Златоусте наш киноклуб уже ведет такую работу. Ведет совместно с управлением образования, учителями и воспитателями детских садов. Так что знайте, дорогие родители, когда ваших детей приглашают в кино в златоустовский Дворец Победы, или когда наше «кино» приезжает к ним в школу, это означает, что вашим детям предлагают киноурок. На этих киноуроках старые советские, новые российские и самые лучшие зарубежные фильмы становятся поводом для разговора о том, что такое хорошо и что такое плохо, зачем человеку совесть, почему надо любить животных и беречь природу, почему дружба выше выгоды и еще о многом, многом другом. А для дошколят мы принципиально показываем только старые советские мультфильмы- короткометражки. И обсуждаем их.
Программа наша для дошкольников и школьников называется «Уроки этики средствами кино».
Ирина Ликинская, руководитель киноклуба «Зеркало»
- Подробности
- Автор: Валерий Георгиев
- Категория: Родительский ликбез
- Просмотров: 4671