Наверх На главную

Учащиеся миасского лицея № 6, вошедшего в список лучших школ России и обладателя областного гранта на развитие предметных лабораторий, вновь сели за парты. Под руководством директора – Марата Курамшина лицей, ориентированный на запрос внутренней политики – подготовку инженеров, причем с первого класса, одновременно большое внимание уделяет гуманитарной программе, а предмету «литература» отведено почетное место. Учебный год в гуманитарных классах начался с сочинения «Что важнее – сила духа или сила знания». О том, как современные дети воспринимают литературу, кого считают героями, мы беседуем с преподавателем русского языка и литературы с 20-летним стажем Натальей Барышниковой.

Кандидатуру подсказали родители: дети очень хорошо отзываются о Наталье Владимировне, любят ее, считают ее уроки интересными. Как следует из характеристик, Наталья Владимировна работает по авторской воспитательной системе, добивается высокого качества успеваемости – по русскому языку – 83,86 %, по литературе – 88,30 %, по мировой художественной культуре – 100 % качества (данные 2013-2014 учебного года), результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9,11 классов выше среднеобластных. Кроме того, свой опыт педагог передает студентам-практикантам Миасского филиала Челябинского государственного университета, входит в состав министерской аттестационной экспертной комиссии при управлении образования. Кому еще, как не такому опытному человеку, задавать вопросы о детях?

– Наталья Владимировна, чем больше был продиктован выбор вами именно этой профессии – любовью к предмету, детям или к искусству учить?

– Скорее, любовью к самому предмету, особенно к литературе. Она помогает находить ответы на важные жизненные вопросы через диалог, слышать мнение ребят и участвовать в процессе постижения истин. Литература – один из предметов в школе, который имеет отношение к душе, нравственности. Учит отличать добро от зла, честь от бесчестия. Сами ребята говорят, что благодаря урокам литературы многое становится понятно в жизни. Детей я люблю: за открытость, интересные, неординарные мысли, самостоятельность, оригинальность в хорошем смысле слова, умение отстаивать свою позицию. Каждый индивидуум, их интересно «открывать», познавать. Знаю точно: среди них есть Болконские, Чацкие, Татьяны Ларины, Маргариты. Они «герои нашего времени».

– Ребята отличаются от нас в таком же возрасте?

– Отличаются. Свободой мысли, твёрдостью в определении целей и их достижении, самостоятельностью. Они многое понимают глубже.

– Каких авторов любят больше всего?

– Особый интерес у них вызывают произведения Булгакова, Куприна, Бунина. В числе любимых Маяковский, Цветаева, Пастернак, Блок, Достоевский, Толстой. Мировая классика остается незыблемой. Интерес к ней многое говорит о человеке.

– Кто сегодня их герои, которым хотят подражать, которым сочувствуют?

– Те же: Маргарита, которая борется за свою любовь, трепетная, искренняя Татьяна Ларина, верный себе, свободолюбивый Чацкий. Многие сочувствуют Печорину.

– Наши во многом прагматичные дети понимают и принимают дух, натуру Чацкого? И как они характеризуют этого героя?

– Одни говорят, что он смелый, умный, сильный, что он победитель. Другие, что он слишком открыт и одинок. Третьи говорят - один в поле не воин. А победитель он или побежденный, вопрос до сих пор остается открытым.

– Интернет существенно расширил информационное поле, современные школьники могут узнавать о жизни, словах и поступках писателей и поэтов то, о чем не пишут в учебниках. Не вызывает ли у них это вопросов, возможно, упреков или внутреннего сопротивления – и они нас учат!?

– Вы правы, вопросы возникают. Я говорю: не спешите осуждать, все мы люди, у всех есть свои слабости. Но писатели и поэты - особенные, им многое прощается. Мы любим и ценим их за великие произведения. – От произведений, пропитанных патриотизмом, ребята не зевают?

– Может, пафосно прозвучит, но они считают, что патриотизм – основа личности, и желают быть полезными своей стране. Не только на словах. Вчера приходили мои бывшие выпускники, ставшие курсантами: один учится в лётном военном училище в Челябинске, другой в академии МЧС России в Екатеринбурге.

На уроках мы нередко цитируем Федора Абрамова: «Народ умирает тогда, когда становится населением, а населением он становится тогда, когда забывает свою историю». В лицее прекрасно преподают историю, и ребята демонстрируют поразительно глубокие знания в этой области. Интерес к классической русской литературе, к истории - в этом, отчасти, и заключается любовь к родине.

– Насколько восприимчивы современные дети к теме высокой любви?

– Это самая интересная и трепетная тема на уроках. Целые дискуссии разворачиваются при обсуждении «Гранатового браслета» Куприна, после прочтения Лермонтова, Бунина. Ребята «примеряют» героев на себя, рассуждают, порой даже спорят с классиками о том, что «любовь всегда должна быть трагедией, величайшей тайной в мире». Их вопросы нередко и меня заставляют серьезно задуматься.

– Расскажите немного о своих выпускниках.

– У меня было два выпуска. Среди выпускников 2014 года много уникальных личностей, ярких дарований. Инна Лопонова - победительница олимпиад по русскому языку и литературе, поступила в Московский педагогический институт на филологический факультет; Надя Цыбаева участвовала в спектаклях, творческих конкурсах, сейчас - будущая актриса театра и кино, учится в Петербурге. Интерес Насти Занько к языкам, литературе, истории определил выбор профессии -она поступила в УрФУ на факультет международных отношений в Екатеринбурге. Ребята станут юристами, инженерами, военными. И всё это талантливый, ответственный, любимый мой 11-В! – Видитесь с бывшими учениками?

– Да, они звонят, приходят в гости, но многие разъехались по разным городам. Очень скучаю, с нетерпением жду Вечера встречи выпускников, когда мы снова соберёмся все вместе.

– В этом году у вас пятиклассники, всё придётся начинать заново?

– Да. Пришли новые ребята, и все будем начинать сначала. Я понимаю, они другие, как и каждое новое поколение, но главное все равно неизменно, то, чему учит литература, да и сама жизнь. Ребята уже успели написать сочинение: что важнее – сила духа или сила знания. И знаете, есть немало очень интересных мыслей.

– А для вас, Наталья Владимировна, что важнее?

– Сила духа, подкреплённая силой знаний, любовью и добротой. Именно об этом мы будем говорить на уроках, именно этому будем учиться.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla