Наверх На главную

Опыт былого благочестия – залог духовного здоровья сегодня

Листая старые страницы трехтомной летописи миасского храма Петра и Павла, не перестаешь удивляться крепости и чистоте нравов, которые были присущи простым жителям нашего города чуть более века назад. Некоторые стороны жизненного уклада взяты будто бы из “Домостроя” - этого свода правил жизни праведной, написанного еще духовным наставником Иоана Грозного протопопом Сильвестром в стародавние времена Святой Руси. В разделе “Нравственность” можно прочесть, к примеру, следующее: “Сельские обыватели живут семьями в 15-20 человек. Делятся только в крайних случаях. Муж есть полный властелин и глава в доме... Почтение и полное послушание отцу, деду, бабке – закон...”. В Миассе и сегодня встречаются старики, которые помнят о больших многодетных семьях в своем роду.

Следование высоконравственным традициям не столько, может, сытого, сколько светлого в духовном отношении прошлого проявлялось порой в совершенно неожиданных по нынешним меркам фактах. Стремление к благонравию, построению своей жизни так, как это угодно Богу, приводило к тому, что в старом Миассе даже колодцы были обустроены, как часовни. И по иконам, там находящимся, имели соответствующие названия. Вот некоторые из них: “Никольский” (Святителя Николы Чудотворца), “Покровский” (Покрова Пресвятой Богородицы), “Казанский” (Казанской Божьей Матери). К ним, как и к пяти каменным часовням, стоявшим в то время в городе, в религиозные праздники проводились крестные ходы с освящением воды. Поистине, такое провинциальное благочестие можно поставить в один ряд с московским патриархальным бытом, блестяще описанным в романах Ивана Шмелева.

А вот следующие строки летописи говорят о другом, широко распространенном в прошлом обычае: “В миасских жителях есть общая добродетель – это удовлетворение бедных явною и “тайною” милостынею. Здесь не существует голодающей бедности"”. Надо полагать, люди тогда были не просто сострадательны, но и в чем-то главном деликатны. Тайная милостыня обычно выглядела так. С вечера на определенном месте возле дома хозяйка выкладывала то, чем семья могла поделиться с нищим, беглым или просто нуждающимся в пище человеком. Не утерянная доброта души, видимо, позволяла понимать не только собственное благополучие, но и находить в сердце место для отклика на нужды и беды других, обездоленных и лишенных необходимого в силу, может быть, не зависимых от них обстоятельств.

Более состоятельная часть миасского общества – купцы и промышленники – отличалась еще и немалой благотворительностью. Возможно, в силу крепости православных устоев в те времена они хорошо помнили евангельские слова: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5.7.). Среди таких благотворителей можно упомянуть Павла Васильевича Дунаева, потомка первых миасских поселенцев, крепкого предпринимателя, члена Оренбургского Михайло-Архангельского братства. Сохранилась память об Александре Даниловиче Романовском и особенно его сестрах – Лидии и Надежде, на средства которых возведена колокольня Свято-Троицкой церкви. Они были основными жертвователями при строительстве миасской гимназии. В числе добрых дел Георгия Митрофановича Симонова, крупного золотопромышленника и купца первой гильдии, - оплата строительства церкви при ремесленной школе. Он вкладывал средства в сооружение Свято-Троицкой церкви, храма Александра Невского, со дня освящения которого нынче исполняется 132 года (храм был варварски разрушен в не столь далекие годы атеистического невежества).

Сейчас вновь возрождаются традиции благотворительности и в религиозной, и в социальной сферах нашей жизни. Новые дунаевы, романовские и симоновы берут на себя это нелегкое бремя. Благими делами возрастает надежда на простое бесхитростное счастье, столь необходимое нашей душе. Крепнет вера в человеческую доброту, в то, что лукавство нашего времени не всесильно.

Возвращаясь к старым благочестивым традициям жителей нашего города, можно еще добавить, что тайная милостыня была особенно в чести. Доброе дело, о котором много не говорят, ближе Господу. И это глубоко укоренилось в сознании русских людей. В словаре В. Даля даже упоминается уральская поговорка: “Подавая милостыню в окно, отворачивайся и молись иконам”. Без опоры на прошлое, наши традиции, культурное наследие жить нам становится все сложнее и сложнее. Нравственный опыт предков должен стать частью нашей жизни. Нет необходимости скрупулезно копировать былое, но в здоровой сути своей его надо сохранять. Преодолевая закравшиеся в нас черствость и отчуждение, и тот индивидуализм, который никогда нам не был присущ, будем возвращаться на круги своя. Взращивая в себе любовь и милосердие, как бы это трудно ни давалось. И пусть не к тайной милостыне, а хотя бы к простой наши руки и сердца будут привычны.

Виктор Столбиков.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla