Наверх На главную

В понедельник в храме Богоявления прошла служба Погребения Матери Божией как трогательное благочестивое завершение праздника в честь Ее Успения. 

К этому времени Плащаница с изображением Пресвятой Богородицы находилась в центре храма. Во время чина Погребения сюда вышло духовенство прихода во главе с настоятелем храма протоиереем Игорем Рысенко, чтобы славословить Преблагословенную и Ее чудесное Успение. 

Напомним: праздник, который отмечается православными 28 августа, установлен в память об Успении Божией Матери. Ему предшествует двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. 

Все, что мы знаем о преставлении Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В письменных памятниках имеются упоминания о том, как жила Божия Матерь после Распятия Христа и Его Воскресения, получив вместе с апостолами дар Святого Духа. В них говорится, что Она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо.  За три дня до этого Богородице явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время Матерь Божия пребывала в Иерусалиме.  

Перед самим отшествием по желанию Богородицы чудесным образом были собраны в Иерусалим апостолы Христовы, которые с плачем прощались с Ней. Дух Святой перенес их в мгновение ока из тех стран, где они проповедовали. Они затем приняли участие в Погребении тела Пресвятой Владычицы, несли его на своих плечах до места погребения. Впереди всех шел любимый ученик Христа святой апостол Иоанн и нес в своих руках райскую пальмовую ветвь, которую вручил Матери Божией архангел Гавриил, когда известил Ее о скором отшествии. Тело Богородицы было погребено в Гефсимании, там же, где покоились Ее родители и мнимый супруг - праведный  Иосиф - обручник.  

На третий день после погребения апостол Фома, которому по промыслу Божию не удалось вовремя прибыть в Иерусалим и попрощаться с Богородицей, захотел увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь пелены, в которые оно было завернуто при погребении. В тот же день вечером Матерь Божия сама явилась апостолам во время вечерней трапезы и уверила в том, что не оставит их, будет им Помощницей и Заступницей. 

На всенощном бдении в предпраздный день и в сам двунадесятый праздник храм Богоявления был наполнен особой атмосферой – воспоминание об Успении Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии согревалось особой молитвой, тихой, глубокой, волнующей, задевающей самое сокровенное в сердцах истинных христиан. 

И в проповеди перед прихожанами было подчеркнуто: Успение Богородицы – чудесный знак того, как душа обретает Небесный чертог и новую плоть, если человек следует за Господом. Матерь Божия не только проповедовала исполнять волю Сына, но и Сама всечасно следовала Ей. Да, Она была святой, но святость присутствует в истинных христианах, а потому каждому, следующему за Христом, уготованы не смерть и мрак, а подобие сна и свет от обретения вечной жизни на Небесах. 

Особую торжественность и теплоту празднику и постпраздничным дням в Свято-Богоявленском храме Миасса придает изумительной красоты Плащаница Богородицы, изготовленная руками приходских золотошвеек. Когда прикладываешься к изображению Богородицы на Плащанице, трепет и радость пронизывают до самой глубины сердца. Подле нее нет места печали и боли. Образ на Плащанице, являющейся настоящим произведением искусства, вселяет надежду на обретение благодати, на спасение. 

Как свидетельствуют православные источники, отдельная служба погребения Богоматери в виде особого чествования праздника наиболее торжественно совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери получила название "Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии". Она совершается по подобию утрени Великой субботы, и основная ее часть представляет собой искусное подражание великосубботним "Похвалам». 

В XIX веке погребальный чин на Успение совершался в России в немногих местах: в Московском Успенском соборе, в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.  

В настоящее время иерусалимское "Последование на преставление Пресвятой Богородицы" снова получило распространение во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на второй или на третий день праздника. 

В миасском храме Богоявления она прошла в удивительном сочетании торжественного славословия с трогательным и благоговейным пением церковного хора, с умилением и тихой радостью на лицах прихожан. Особенно трогательными были моменты службы, когда священники и прихожане прикладывались к Плащанице, клали земные поклоны.  

После великого славословия при пении заключительного "Святый Боже" (как при выносе Креста) духовенство подняло Плащаницу. Затем вокруг храма состоялся крестный ход под погребальный звон колоколов.

По окончании крестного хода Плащаница была положена в середине храма, после чего всех молящихся помазали елеем. 

В конце службы настоятель протоиерей Игорь Рысенко поблагодарил прихожан за совместную молитву как за малый духовный подвиг в знак любви и благодарности к Богородице за Ее нескончаемое содействие и попечение. И напомнил, что для истинно верующих христиан нет смерти, а есть успение, погружение в особый сон, засыпая которым в этом мире, они проснутся в мире ином, где уже не будет болезни, печали и воздыханий, но жизнь бесконечная.  

Галерея фотографий >>>
Фото автора

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla