Наверх На главную

Общество традиционной русской культуры, организация «Миасская вечерка», клуб исторических фехтований и ролевых игр «Bh-60», представители казачества провели в Сквере ракетостроителей Машгородка игры и забавы в рамках святок.   Организаторы показали пример и вовлекли собравшихся в дворовые игры, которые, к сожалению, уходят в прошлое и  забываются новыми поколениями детворы.

В оставшиеся святочные дни (а они, как известно, длятся две недели с Рожественского сочельника) Общество традиционной русской культуры  проведет еще вечерку в стенах гимназии №19 и святочные гулянья на стадионе этой школы.

- В субботу в 18 часов на вечерку соберутся почитатели народных обычаев и обрядов из числа молодых миасцев для участия в песнях, плясках и играх небольшого, домашнего формата, - рассказал нашему сайту координатор общества, депутат городского Собрания, детский реаниматолог Константин Башлыков. – Ну а на стадионе в полдень воскресенья мы ждем всех желающих приобщиться к народным забавам, состязаниям и играм. Особенно рады будем семьям с детьми, которым тут уж точно не будет скучно.

С помощью сайта PRAVMIR.RU вспомним, что такое святки.

Христианская традиция празднования святок известна с  IV века. Греческие христиане отдыхали, веселились и праздновали две недели после Рождества Христова. По одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа. При этом важно было, чтобы радовались все: бедняки, рабы, заключенные. В Византии на святки приносили еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогали бедным.

При этом отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было определенным. Многие иерархи были против не только гаданий, но и колядования и ряженых. Они ссылались на постановление VI Вселенского собора, которое запрещало «пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду», и гласило : « никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок».

Со временем языческие моменты стали отходить на второй план, и народ на святках сугубо славил Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа.

Многие считают первым днем святок Рождественский сочельник. Хотя это день строгого поста, однако на вечер обычно готовили специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков, символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на небе первой звезды, символизирующей Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к родившемуся Богомладенцу. Желательным делом было поделиться праздничным угощением с заключенными острогов и сиротами.

Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться, пожалуй, только Масленица.

С давних времен сохранилось народное развлечение— рядиться и петь колядки.Колядки – песнопения о Рождестве. Их и сейчас даже в храмах поют вне богослужений. Приходили в дом и пели о Христе. А в награду получали еду и сладости. Осуждалось всегда то, что колядовать кто-то дерзал в ряженном виде.Хотя это и имело место на святках, но, по сути, представляло собой пережиток языческих времен .

 На Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей вроде Иванушки-дурачка и шла гурьбой по деревне или городу. Главным персонажем среди них всегда был медведь. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Бывшие с ними подростки и дети, не облаченные в костюмы зверей и маски, пели Рождественский тропарь, духовные песни, колядки… 

Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать гостей , рассказывать сказки и загадывать загадки. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. Но не во время них, запрещавших таинство брака. Еще было принято навещать больных, привносить в их жизнь надежду и радость.

Особый разговор о гаданиях. Святочные гадания — это отнюдь не баловство, они, по сути, ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. О своем категоричном неприятии гаданий и прочей магии Церковь заявила еще в первые века христианства.

 Последние дни святок посвящались подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда.

Сейчас народные празднества и гулянья поддерживаются на федеральном уровне. В стране снова осознают святки как особое время в году, когда хочется сугубо славить приход в мир Богомладенца.

Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у телевизора. Правда, некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику — наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика.

Что ж, остается не пропустить последние дни святок и наполнить их одухотворенной, светлой, радостной жизнью, связанной с воспоминанием о Христе и его Рождении.

Фото группы «Миасские вечерки» из соцсети «ВКонтакте»

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla