Наверх На главную

Никольский собор г. Оренбурга

Интересным способом изучения религиозного сознания для историка является анализ совокупности названий храмов. Это своеобразный культурный код, несущий скрытую информацию об особенностях религиозности больших групп людей.

Церкви получали свои названия несколькими путями — «сверху» (по инициативе церковной или светской администрации), «снизу» (по решению сельских сходов, то есть самих прихожан), либо по желанию храмоздателей — благотворителей, жертвовавших деньги на строительство.

Мы рассмотрели совокупность названий храмов Южного Урала в пределах Оренбургской епархии в трех временных срезах — 1800, 1886 г. и 1900 г. Все названия были разделены на три большие группы: освященные в честь Господа Иисуса Христа, в честь Пресвятой Богородицы, и в честь святых и бесплотных сил.

 

Соотношение церквей, посвященных Спасителю, Богородице, святым и бесплотным силам

 
1800
абс. / %
1886
абс. / %
1900
абс. / %
Общее количество храмов
75 / 100
371 / 100
568 / 100
Господу Иисусу Христу
27 / 36
88 / 23,7
107 / 18,8
Богородице
18 / 24
107 / 28,8
161 / 28,3
Святым и бесплотным силам
30 / 40
176 / 47,4
300 / 52,8

 

Среди самой большой третьей группы церкви в честь святителя Николая составляли 26,7% в 1800 году, 23,3% в 1886, и 19% в 1900 г. Причем, при уменьшении храмов, освященных в честь святителя Николая, возрастало количество церквей, носящих имя Архангела Михаила (13,3% в 1800 г., 29% в 1886 г. и 26,7% в 1900 г.) Такое изменение на землях Оренбургского края можно объяснить возрастанием численности казачьего населения на протяжении XIX века. Известно, что Архистратиг воинства Небесного является и покровителем воинства земного. Интересно, что в Шадринском уезде, где не было казачьего населения, из 47 храмов 3 группы Михаило-Архангельских было лишь 2, а Николаевских — 12. По нашему мнению, это является указанием на то, что в крестьянской среде «пречудный Михаиле, Небесных чинов начальниче» был менее популярен, чем среди казаков.

Наличие большого количества храмов освященных в честь святителя Николая говорит об особом почитании этого святого. Ему поклонялись не только христиане Востока и Запада, но и отпавшие еретики, мусульмане Востока и язычники Поволжья и Урала. Буряты, например, называли Николая Чудотворца «батюшка Михола» и рассказывали, что он любит их, помогает на море и вообще делает много добра.

Никольский собор Верхнеуральской станицы Оренбургского казачьего войска

Почему именно святитель Николай был так любим верующими? Этот святой пользовался особым почитанием в Византии, но вряд ли оно могло перейти на Русь механическим способом. Для этого требовались основания, доказательства действенности обращений за помощью к нему, а их, очевидно, было немало. Уже в XI  веке во время правления в Киеве великого князя Всеволода (1078 — 1093 гг.) широкую известность получила одна из икон святителя Николая в связи с произошедшим чудом. Однажды в праздник святых Бориса и Глеба православные верующие съезжались в Вышгород. На обратном пути у одного из богатых киевлян на середине Днепра выпал из лодки младенец и тотчас же исчез под водой. Огорченные родители, ничего не успевшие сделать для спасения своего малыша, в страшном горе, призывая на помощь святителя Николая, прибыли в свой дом. В ту же ночь перед заутреней пономари Киевского Софийского собора, придя открывать церковь, услышали детский плач, доносившийся из неё. Войдя в пустой храм, они обнаружили младенца, лежавшего перед иконой святителя Николая. О произошедшем сразу известили митрополита, который приказал объявить об этом по всему городу. Родители найденыша вскоре нашлись и узнали в нем своего утонувшего ребенка. С того времени икона, перед которой был обнаружен ребенок, стала называться иконой Николая Мокрого.

В недельном круге богослужения четверг посвящен апостолам и святителю Николаю. В годовом круге Церковь дважды совершает ему память: 9 (22) мая и 6 (19) декабря. «Благому чудотворцу Николе два праздника в году...» - утверждала народная пословица. В эти дни читаются отрывки из жития святого, рассказывающие о его выдающихся добродетелях, главной из которых было милосердие к нуждающимся (как известно, обычай новогодних подарков тоже восходит к архиепископу Мир Ликийских Николаю, образ которого трансформировался в западно-христианском мире в Санта-Клауса). О заступничестве его и помощи говорится в молитвословиях в его честь, на иконах часто изображаются сцены совершенных им чудес. Все это, видимо, было хорошо известно веруюшим.

Святитель Николай считается заступником пленных и невинно осужденных (поэтому тюремная церковь в Челябинске была освящена в его честь), плавающих и путешествующих (церковь в Переселенческом пункте, расположенном недалеко от железнодорожной станции того же города) и вообще «всем, в бедах сущих». Упование на помощь святителя Николая отражено во многих народных пословицах: «Нет за нас поборника супротив Николы», «Никола на море спасает, Никола мужику воз подымает».

Николаевская крепость

Осознание собственной духовной немощности, греховности, несовершенства зачастую не позволяет верующим напрямую обращаться к Богу. А в сложившемся образе архиепископа Мир Ликийских Николая нет недоступной аскетичности, отрешенности от мира с его греховными слабостями. Святитель всегда был ближе, понятнее, доступнее сознанию простого народа, к тому же пользовался славой угодника Божия: к нему было проще обратиться и быть услышанным. Духовный опыт действенности этих обращений зафиксирован в народной пословице: «Попроси Николу, и он скажет Спасу».

Наряду с просьбами, в религиозном опыте крестьян было подражание святому. Из жития святителя Николая известно, что он тайно помогал обездоленным. У крестьян Южного Урала, так же, как и по всей России, существовал благочестивый обычай оставлять несжатыми на поле кустики пшеницы. Он описан в романе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Три конца». Герой романа, мастеровой одного из  уральских заводов, побывавший в «Орде» (Оренбургской степи), делился своими впечатлениями от разговоров с крестьянами. «Для чего вы, говорю я, не чисто жнёте?» - «А это, говорят, мы Николе на бородку оставляем, дедушка. Пойдут по пашне за нами вдовы да сироты и подберут кустики». Истоки этой традиции заложены в Ветхом Завете. В книге Левит читаем: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнёшь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это» (Лев. 23,22)

Святитель Николай

Житийный образ святителя Николая примечателен и близок народу тем, что в своей земной жизни он не совершил чего-то такого необычайного и невозможного для каждого. Он не оставил богословских трудов, но верующие почитают его защитником чистоты христианства, давшего пощёчину еретику Арию на Первом Вселенском Соборе. Он не был аскетом, но делами помощи ближним стяжал плоды Святого Духа, которые есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Он не был пророком в прямом смысле слова, но он проповедовал слово Божие, обличая грехи нечестивых, защищал страждущих и непримиримо боролся с проявлениями несправедливости.

Словом, он был добрым пастырем для своих прихожан, и особенно прославился любовью к бедным и заботой о них. И по окончании земной жизни святителя его заступничество за верующих подтверждается многими поколениями православных.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla