Наверх На главную

Поклонение кресту Господню

Третья неделя Великого поста позади и предстоящая седмица посвящена Кресту Господню: Крестопоклонная неделя, как её именуют. Посреди храма лежит Крест Господа нашего и Спасителя, на который Он взошел однажды, пролив на нем Свою пречистую кровь, омыв тем самым грехи всего человеческого рода, пригвоздив ко древу вместе со Своим телом грехи рода человеческого.

Крест напоминает нам о спасении, которое свершилось для всего мира. Когда мы взираем на крест, он говорит нам о поразительной, непостижимой для наших ума и сердца любви Бога к людям. Когда-то Ева протянула руку к запретному плоду на древе познания добра и зла и пала она и Адам. Господь обе руки распростер на древе за грехи человеческие. Господь говорил: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32), и вот Господь с Креста как бы распростирает объятия Свои для нас. Его любовь к нам – любовь даже до смерти, и смерти крестной.

Крест во время земной жизни Спасителя, Его земного служения был страшным орудием самой жестокой казни. Римляне ещё во втором веке до Рождества Христова заимствовали этот способ наказания преступников у жителей Карфагена, и использовали его только для казни государственных преступников, разбойников и убийц, для не-граждан Римской империи. Т.е. крест был средством не только мучительной, но и позорной казни.

Но сейчас, когда мы смотрим на крест, на распятие, у нас возникают другие чувства. У нас возникает, конечно, по-человечески естественные жалость и сострадание к Сыну Божьему за Его мучения, которые Он принял за нас. Но вместе с тем и глубокая сердечная благодарность за ту любовь, которой мы недостойны, благодарность за то, что Господь, пострадав на кресте и воскреснув в третий день, подарил нам теперь этот крест, оставил его нам как оружие для духовной брани.

До самого момента крестных страданий Спасителя никто из сотворенных существ не представлял себе, что происходит, не представлял себе – Кто перед ними! Только лишь смутные догадки. Даже Петр, впоследствие первоверховный апостол, хоть однажды и сказал слова «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16), не осознал всей глубины этих слов. «Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф.16:17). И мы увидим потом и отречение Петра, и разбежавшихся апостолов.

Искушения Христа в пустыне

Не догадывался никто, включая противника Бога диавола, который искушал Христа в пустыне и отошел посрамленным. И когда он понял, что ничего не может с этим Человеком сделать, то всю свою злобу и ненависть он вселил в сердца вождей народа израильского, так что они решили убить Христа и убить самой страшной смертью – на кресте. Диавол думал, видимо, что пригвоздив тело Христа, он заполучит Его душу, и желал, чтобы кровь Его пролилась. Но когда кровь Христова полилась по кресту обильно, то эта кровь связала сатану, потому что эта кровь была невинная: Христос не имел на Себе греха – ни личного, ни первородного. И смерть, проникнув в Него, разрушилась и потеряла свою силу, потому что она не имела власти над Тем, в Чьё земное тело она проникла. Крест и стал в этот момент непобедимым оружием против сил зла.

Для нас теперь, братья и сестры, крест – это особый знак. Мы все носим распятие Христово у себя на груди напротив сердца, и носим его не просто как какой-то образ или знак того, что мы христиане. Этот крест, кроме нас с вами, никто не видит: нательный крест, данный нам при крещении, не напоказ носится, не поверх одежды, а ближе к телу. И это потому, что мы должны воспринимать распятие как оружие, которое защищает вход в наше сердце, в нашу душу.

Крест Христов венчает главы наших храмов. Он является символом христианства: не только воскресший Христос, но и Христос страждущий. И на кладбищах мы тоже ставим распятия, кресты или, во всяком случае, высеченное в камне изображение креста, потому что крест – это символ жизни, а не смерти, символ воскресения Христа и с Ним всякого человека-христианина. Ибо Христос, воскреснув, эту силу воскресения вложил в крест. Теперь не для нас крест страшен, а страшен он темным силам. И мы владеем таким оружием, имея его постоянно с собой. Мы может изобразить крестное знамение на теле, в каких-то ситуациях даже мысленно, и сразу благодать Божия покрывает нас. Потому что мы призываем имя Божие, знаменуясь при этом оружием Его победы!

Вот в чем сил креста Христова, его слава. И нам с вами нужно помнить, когда мы крестимся, что необходимо особо внимательно и с пониманием это делать. Не размахивать рукой, но осознанно наносить на себя знамение креста Господня, чтобы это было не просто каким-то привычным жестом, но чтобы это было исповеданием нашей веры.

Любое дело нашей жизни христианин должен начинать с крестного знамения: проснулся ли, встал к иконе, сел за стол завтракать – мы призываем Бога, благословляем крестным знамением пищу и себя крестим, выходим из дома – осеняем себя крестом. Так вот с утра до вечера на протяжении всей своей жизни христианин не мыслит себя без креста, помня о том, что это и есть наш путеводитель по жизни.

Святитель Иоанн Златоуст в свое время говорил о том, что невозможно достигнуть Царствия Небесного как только через крест. Как нам с вами это понять, братья и сестры? Господь совершенно недвусмысленно говорит: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Мы должны крест свой нести со смирением, без ропота, не жалуясь на свою судьбу, говоря, что Господь дал нам непосильный крест. Никогда Господь не дает креста сверх силы. Всегда Господь дает крест, который для человека наиболее спасителен, и, конечно, у каждого он свой.

Всем известна притча о некоем человеке, который во время болезни в духовном восхищении вдруг оказался в раю, и Господь водил его по большим палатам, где расставлены были различные кресты. До этого момента человек роптал на свой крест «слишком тяжелый» и Господь позволил ему выбрать себе любой. И человек этот в радости взялся за самый маленький и легкий крест, огляделся по сторонам, но Господь смотрит на него так же с любовью, без осуждения. Вдруг совесть заговорила в человеке: что же я делаю, это крест уж совсем лёгкий и не принесет мне никакой пользы, возьму-ка я самый большой. Подошел к огромному кресту, но даже приподнять его не смог. Походил-походил, посмотрел по сторонам и увидел один из крестов, который показался ему самым удобным. Он подошел, примерил его к себе и говорит: Господи, вот этот крест я возьму, он кажется для меня самым удобным, пусть он будет моим крестом! А Христос ему говорит: это и есть твой крест.

Это притча говорит о том, что Господь знает наши силы, и когда мы сомневаемся и кажется, что не по силам нам ноша, нужно помнить о том, что Господь дает нам такой крест, чтобы мы смогли его донести. А если вдруг сомнение одолевает и ропот возникает в сердце, вспомним Господа нашего Иисуса Христа, вспомним угодников Божиих, которые не только не роптали, но шли навстречу опасностям, преследуемые, и даже смерть встречали с улыбкой на устах и славословием Господа: распевали псалмы, когда их прибивали ко крестами, славословили Господа, когда их бросали диким зверям.

крест Христов

И совсем недавний пример православных христиан 20 века, когда в нашей стране их преследовали за веру, за веру расстреливали: стоило только им отречься, и жизнь бы их изменилась. Нет, они шли до последнего, потому что для себя впереди они видели спасительный крест Христов, который возвышался для них, как маяк, и путеводил в Царство Небесное.

Пусть и наш собственный крест, который мы с вами несем по жизни, станет ключом, открывающим врата рая, где мы увидим Христа, который будет простирать к нам Свои руки, но уже не с Креста. Воскресший Христос, прославленный Сын Божий, который сотворил и приготовил для нас Царство Небесное и теперь его нам дарует. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla