Наверх На главную

Сретение Господа Иисуса Христа

Дорогие братья и сестры! Поздравляем вас с великим двунадесятым праздником Сретения Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.

«Сретение» с церковно-славянского переводится как «встреча», и этот день, можно сказать, является началом проповеди Господней. Матерь Божия приносит Богомладенца в Храм Иерусалимский, чтобы засвидетельствовать его явление миру: совершается обычай иудейский, когда каждый младенец мужского пола в сороковой день после дней очищения матери посвящается Богу. Таким образом, Мария и Иосиф посвятили Богомладенца на служение Богу, явив миру Его предназначение, Его миссию в земной жизни. Праведный Симеон принимает Его на свои руки и свидетельствует о явлении в мир Спасителя.

По преданию праведный Симеон был из числа тех семидесяти толковников – переводчиков Библии на греческий язык, известной под названием Септуагинта. Ещё в достаточно молодом возрасте он был приглашен египетским царем Птолемеем в Александрийскую библиотеку, для того, чтобы перевести Писание с еврейского на греческий язык. Ему было поручено перевести книгу пророка Исаии: мы с вами знаем, пророка Исаию в нашей Церкви ещё называют «ветхозаветный евангелист», поскольку он точно, ярко и полно пророчествовал о пришествии Мессии, о Его крестных страданиях и Его воскресении.

Симеон подошел ко слову, где пророк Исаия говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». (Ис.7:14) Симеон усомнился в верности текста: как может дева родить сына? Может, тут вкралась какая-то ошибка. И он решил исправить и вместо «Дева» написать «жена»: жена родит сына – как, собственно, и должно быть по природе. И как только он решился это сделать, появляется ангел, берет его за руку и говорит: поскольку ты усомнился в истинности слова Божьего, будешь жить и не умрешь, пока своими глазами не увидишь исполнения пророчества.

Это, конечно, удивительное чудо – человеку такое обещано! Конечно, это и за святость личную ангел Симеону явился, и потому, что это очень важное пророчество, и оно должно сохраниться в неизменном виде. Так, чтобы не возникало больше соблазнов ни у кого исправлять что-то в священном тексте.

Можно представить себе, какой, наверно, нелегкой была его жизнь. Поколения за поколениями рождались и умирали, а он всё жил и жил, и видел как народ всё дальше уходит от Бога, как всё больше вера затуманивается различными толкованиями и измышлениями человеческими. Эти толкования настолько уже закрыли слово Божие, что Христос, придя на проповедь, часто обращает к фарисеям, законоучителям и вождям народа иудейского жестокие слова: «слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». (Мф.15:14)

Это всё видел Симеон, и душа его горела желанием, чтобы скорее исполнилось пророчество. И вот в один из дней Дух Святой позвал прийти в Храм. Мы с вами знаем, братья и сестры, что у евреев в то время было единственное место на земле, где они могли собираться и молиться Богу, совершать жертвоприношения – Храм иерусалимский. И мы с вами можем себе представить, как много всегда было в нем людей. Потому что не только жители Иерусалима бывали в нём, но приезжали жители других город и сёл, из других стран приезжали иудеи, так называемые иудеи рассеяния.

И вот Симеон безошибочно в этой толпе находит Матерь Божию, которая держит Младенца на руках – Сына Божьего, Христа Спасителя. Он берет на руки Младенца и произносит такие известные теперь слова, которые Церковь на каждом богослужении вечернем поёт и мы произносим в домашних молитвах: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, – свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля». (Лк.2:29-32)

праведный Симеон Богоприимец

Самое событие принесения младенца в Храм, посвящение его Богу происходило в память о египетском рабстве и освобождения от него. Много лет народ израильский был угнетаем от фараона, и когда Моисею было повеление вывести народ из Египта, фараон воспротивился. Как мы знаем из священной истории, 10 казней тогда поразило Египет – всё тяжелее и тяжелее, так, чтобы смягчить сердце царя египетского, сломить его гордыню. Самая страшная казнь была последней, когда ангел прошел по Египту и умертвил всех первенцев мужского пола – от человека до скота. А иудеи, чтобы ангел не тронул их дома, мазали косяки дверей своих жилищ жертвенной кровью ягненка. И ангел, видя это помазание, проходил мимо. Сын фараона тоже умер, и только благодаря этому сломилась его гордыня, устрашился он и отпустил народ иудейский.

В память этого события впоследствии было постановлено каждого младенца мужского пола посвящать Храму как принесенного в жертву, но вместо этого приносились в жертву животные, как и Мария с Иосифом принесли в жертву двух голубей. Но сегодня мы видим соединение двух образов: в Храм приносят Богомладенца Христа - действительно предназначенного в Жертву за грехи мира, и древнего обряда принесения заместительной жертвы по закону Моисееву в виде двух голубей. И Господь принял жертву – Самого Себя, Сына Своего, чтобы люди обрели Жизнь.

Сретение – это встреча человека с Богом в храме: вот, что важно! Для нас это всегда должно быть напоминанием, что мы идем в храм не просто на службу, не просто поставить свечи, мы идем к Богу. Это дом Божий, а не просто стены и купола: здесь живёт Господь.

Какими мы должны быть в этот момент, чтобы встреча состоялась? Каким должно быть наше сердце? Мы каждый раз должны себе приводить мысли о встрече с Богом на память, чтобы не было каких-то посторонних мыслей, чтобы мы не отвлекались на чтении и пении за богослужением на что-то постороннее. А если что-то непонятно, мы бы начинали творить Иисусову молитву или иную, близкую нашему сердцу, чтобы держать в храме свой ум, своё сердце во внимании на Боге и не рассеиваться. Иначе только тело здесь стоит в храме, а душа витает где-то, занятая другими заботами. И такое пустое стояние в храме никакой пользы не принесет.

Симеон держал Христа на руках, мы же с вами принимаем Тело и Кровь внутрь себя – в сердце своё, в кровь свою, в каждую клеточку нашего тела. Вот где происходит самая близкая и спасительная встреча с Богом! Вот к какой встрече мы должны с вами стремиться всю свою жизнь, и чтобы как можно чаще это происходило – встреча человека с Богом в принятии святых Христовых Таин. Не испытывать себя излишне – готов я или не готов, поскольку мы никогда не будем готовы и достойны, чтобы Господь в нас вошел.

Он соединяет Себя с нами, грешными и недостойными, исключительно по Своей любви. И нам надо быть благодарными Ему за это и не гнушаться, и не отказываться, и не откладывать эту встречу на потом: если мы идём в храм, мы должны идти туда для того, чтобы именно соединиться с Богом. Только тогда мы будем пользу для своей души получать, только тогда мы будем как на крыльях выходить из храма, как говорится, земли под собой не чуя, потому что Дух Святой будет пребывать в нас и возносить нас.

Причастие Святых Христовых Таин

Вот этого в Сретение всем нам можно искренне пожелать. Чтобы каждый раз как мы идем в храм, помнили об этом и соизмеряли свое внутреннее состояние с тем, каким оно должно быть. Не забывать перекреститься перед входом в храм, приложиться обязательно к иконе, посвященной настоящему дню, лежащей на аналое посредине храма. И потом уже поклониться другим образам и, конечно же, поприветствовать братьев и сестер в храме. Нам нужно стремиться к тому, чтобы стать настоящей общиной, так, чтобы было приятно и радостно встречаться в храме с Богом и друг с другом: только тогда мы будем едины в Теле Христовом с вами, когда братьями и сестрами себя почувствуем.

Молитесь чаще, молитесь сосредоточеннее. Пусть ваша молитва будет короткой, не будет час идти, но будет от всего сердца. Такая молитва будет как магнит притягивать благодать, которая будет покрывать человека. И будет успокаиваться сердце, и рой мыслей будет уходить в сторону – благодать Божия будет действовать.

Нужно не просто выстаивать перед иконами, выполнять какую-то обязанность христианскую: молитва – не обязанность наша, это движение нашего сердца должно быть. Нам должно хотеться молиться так, чтобы отходить от молитвы с желанием ещё немножко помолиться. А не из последних сил заканчивать правило и ловить себя на мысли «ну, наконец-то!»… Не нужна такая молитва – с таким ощущением, с таким финалом. Нужно заканчивать молитву с чувством, что можно бы ещё листочек-другой прочитать, ну, да хватит пока! Вот тогда эта молитва будет действительно возвышать нас, вести ко встрече с Богом, к Сретению с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla