Наверх На главную

блудный сын

Дорогие братья и сестры! Продолжаются подготовительные недели к Великому посту и эта неделя – Неделя о блудном сыне.

Все эти подготовительные недели доносят до нас одну главную мысль – покаяние. Смысл поста, смысл христианской жизни, цель христианской жизни – суметь избавиться о того зла, которое живет внутри нас, убивает нас, лишает нас возможности вечной блаженной жизни во Христе. Через покаяние человек сподобляется того, что открываются ему духовные очи, и он начинает видеть мир и себя такими, какие они есть, а не такими, какими он представлял себе и хотел бы, наверное, видеть. Покаяние основная мысль и сегодняшнего евангельского чтения, и здесь ещё одна мысль добавляется – умение прощать. В чем смысл сегодняшней евангельской притчи?

Жил человек некий, было два сына у него. Они помогали ему вести хозяйство, всё было хорошо. И вот в один из дней младший сын подходит к отцу и говорит: отче, я хочу, чтобы ты сейчас разделил имение и отдал то, что причитается мне, то есть то наследство, которое мне полагается, я хочу забрать сейчас. Жестокие и бессердечные слова отец услышал. Конечно, по-хорошему никакого бы наследства этому сыну не давать, наказать его за это как следует – это было бы правильно. Ведь другими словами этот сын говорит отцу: я не хочу ждать, пока ты умрешь, и мне это наследство достанется по праву, дай мне его сейчас. Сейчас хочу не зависеть уже ни в чем, уже сейчас хочу жить своею собственной жизнью, чтобы ни ты, ни кто другой не вмешивались бы и я бы делал то, что я хочу.

Это, конечно, циничное выступление, бессердечное и жестокое. Это проявление эгоизма в высшей степени. Мы слышим с вами, что отец не вступает ни в какие прения со своим сыном. Он поступает так, как сын требует, хотя мог так не поступать. Движет им, конечно, ни что иное как любовь к этому пока ещё слепому, обезумевшему от своей гордыни сыну. Он разделяет свое имение и отдает то, что сыну положено. Сын берет богатство и уходит в далекую страну, проматывает там свое состояние с блудниками и пьяницами, остается нищим. Все мнимые друзья его бросают, как это чаще всего бывает, когда человек остается ни с чем.

Наступает в той стране голод, и он вынужден терпеть лишения, страдать. От чувства голода и от безысходности он вынужден наниматься к какому-то жителю той страны пасти свиней. Мы с вами знаем, что иудеи относились и относятся к свиньям как к нечистым животным, и он был вынужден пасти этих животных. Но даже той пищи, которой питались свиньи, ему не давали те хозяева. Потому что в те времена, видимо, голодные, жизнь человека, а тем более пришлого человека не сильно ценилась. А свинья стоила дорого.

будный сын и свиньи

И вот этот бедняга, дошедший до последней черты, до отчаяния, вдруг приходит в себя. Душа его очнулась от греховного помутнения и он говорит сам себе: что же я делаю? Вся жизнь его проходит перед его глазами, и он в ужасе от этого всего! Он говорит сам себе: у моего отца работники избыточествуют хлебом, ни в чём себе не отказывают, а я здесь, его сын, умираю от голода!.. Пойду к отцу моему и скажу: отче, недостоин я уже называться твоим сыном, оскорбив тебя, возьми меня хотя бы в число своих наемников.

И встаёт, и идёт. Ещё далеко от дома отец его уже видит. Это значит, что отец, любящий его, скорбящий и плачущий о нем, всегда ждал своего сына: выходил на дорогу и смотрел вдаль за горизонт, ожидая, не появится ли фигура его заблудшего, по-прежнему любимого им сына. И вот он увидел сына, и не мог дождаться – сам побежал к нему навстречу, прижал его к своей груди и сын, обливаясь слезами, кается в своих грехах: отче, согрешил я пред тобою, возьми меня в число твоих наемников. Отец же отвечает тем, что велит принести для сына самую лучшую одежду, перстень на его руку. Велит заколоть упитанного тельца, дабы есть, веселиться, ибо сын был мертвый и ожил, был потерян и нашелся.

Любовь отца покрыла грех сына. Мы видим, с какой легкостью отец простил этого блудного сына. С легкостью простил, потому что он простил его уже давно и только ждал того момента, когда этот сын придет и раскается. И вот это умение так быстро, легко и навсегда прощать, показанное в этой притче, очень важно! Особенно в эти дни, когда мы готовимся к Великому посту с покаянием в своих грехах и говорим каждый день в молитве Господней: оставь нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим.

Господь нас учит, как нужно прощать других: легко, быстро и навсегда. Один раз попросил у него сын прощения, и он простил его и прижал к груди. И, конечно же, он уже никогда не вспомнит сыну грехов его, он никогда его не укорит ими в будущем. Он и здесь мог бы ведь поиздеваться над ним, причинившем ему когда-то столько страданий и боли. Можно было бы прочитать ему назидания, что-то ещё сказать, «усугубить» покаяние, почувствовать себя победителем, как большинство людей, наверное, и поступает. Часто нам приходится делать над собой усилие, чтобы простить человека, хотя видно, что он кается искренне. Самость наша, гордыня наша не дает так легко простить, прижать к груди человека, сказать: Бог тебя простит, а я простил тебя давно.

Гордыня не позволяет нам прощать, из-за неё мы на близких своих срываем зло. А ведь, казалось бы, близких мы особенно должны стараться беречь, оберегать их от зла. А мы на них выливаем свое зло даже не задумываясь об этом, лишь бы нам легче стало. А каково им, принявшим это зло от нас?..

блудный сын лубок

Важно умение прощать, как и этот любящий отец простил. Надо стараться как можно быстрее простить, сразу – даже если у тебя ещё не попросили прощения, и, может быть, не собираются его просить. ТЫ должен простить! Потому что это в твоих собственных интересах – простить как можно быстрее, не носить в себе обиду, не носить в себе желание отомстить, и не жить с этим. Потому что это смертельно опасно: это зло в нас будет работать против нас, нас убивать, разрушать наше здоровье, нашу душу, отравлять жизнь нашу. Бог простит, я никому не судья, - должны быть наши первые слова, первое движение в сердце нашем.

Да, тот сын был грешником, но дойдя до последней черты, он опомнился и сказал: пойду к своему отцу, я грешник, я очень плохо поступил, надо пойти и покаяться. И вот в жизни многих из нас такие моменты тоже бывают, когда мы признаем свою неправоту. Признаем и понимаем, что надо что-то в своей жизни изменить, но на этом чаще всего всё и заканчивается… Виноват – да, согрешил, но самого важного шага - встать и пойти по пути исправления – большинство не делает. Часто откладывает на какое-то «потом».

Для нас в этом уроке с блудным сыном важно, что тот не только сказал, но встал и пошел, и вырвался из этой грязи. Он пошел к отцу, пал на колени и изменил свою жизнь. И нам надо решимость этого сына взять для себя примером. Просто признать – это полдела. Самое главное – изменить свою жизнь. Самый первый шаг – на исповеди очистить свою совесть и уже как с чистого листа жить в борьбе с тем грехом, который когда-то нами владел. Этого мужества и решимости ждет от нас Господь.

И последняя мысль в этой притче тоже очень важная. Вроде бы счастливый конец, но нет, ещё не всё. Посмотрите, как страдает старший сын при этом. Он жил с отцом все эти годы, ходил с ним в поле, трудился, безропотно выполнял все его послушания, заповеди исполнял – если мистически посмотреть на эту притчу. Этот отец – Отец наш небесный, а мы все – Его дети. Человек живет, соблюдает все посты, ходит в храм, и видит, что Господь милует вот этого грешника рядом с ним, а ему «ничего»! Я как жил, так и живу, и ничего не происходит в жизни. Почему так? Это несправедливо!

Старший сын высказывает свои претензии отцу: он всегда трудился рядом, помогал, но почему-то отец даже козленка не заколол для него, разве что в праздники, а этому своему блудному сыну, промотавшему свое состояние с пьяницами, даже тельца не пожалел. Он даже не может его братом назвать от возмущения. Звучат обида и осуждение родного, близкого человека. Старший брат поставляет себя выше и лучше своего брата. Прислушаемся к себе: не про нас ли сие сказано. Как часто, наверное, и мы так себя ведем, когда смотрим на другого человека и считаем себя лучше – в этот самый момент мы становимся точно хуже, чем он... А ведь судья всем один – Бог, и любовь Его распространяется на всех без исключения людей.

Мы обижаемся, когда видим грешника, облагодетельствованного Богом, потому что знаем, что тот человек грешник. Как и старший сын в притче. Но мы не знаем, что он уже, возможно, раскаялся и получил от Бога прощение. А мы продолжаем его осуждать. Старший сын не знал и не видел, как произошла встреча отца с блудным сыном, он не слышал его покаяния, а только увидел пир и радость у всех на лицах.
И нам надо опасаться греха осуждения, в том числе и потому, что можем оказаться на месте подсудимых вместо того, кого осудили. Грех часто хорошо виден всем, а покаяние происходит в глубине души. И его принимает Господь.

Отец говорит старшему сыну: сын мой, ты всегда со мной, и все, что мое, все твое. Как и Христос нам говорит: все, что Мое, ваше. Весь этот мир созданный – для вас, Царство небесное – для вас оно приготовлено. Ждите момента, настанет этот счастливый миг и откроются врата Царства небесного. Этот же брат твой, говорит отец, подчеркивая, что он брат старшему сыну, был мертв и ожил в покаянии. Вот чему нужно радоваться сейчас. Он был потерян и нашелся.

блудный сын и Христос.jpg

Эти мысли, братья и сестры, в сегодняшнем воскресном Евангелии нам очень полезны во всей жизни и, особенно, в преддверии приближающегося Великого поста. Будем внимательны к себе, будем прислушиваться к своим чувствам, к своим мыслям, беречь наших родных и близких, бегать от зависти и осуждения, от того, чтобы сделать больно кому-то. Тогда мы явимся благоразумными чадами Божьими. Тогда и нас Отец наш небесный к Своей груди прижмет и скажет: сыне Мой, дочь Моя, ты всегда со Мною, и всё, что Моё – твоё. Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla