Наверх На главную

Началась очередная подготовительная неделя к Великому посту — Неделя о мытаре и фарисее. Главная мысль всех подготовительных недель — мысль о глубоком сердечном покаянии. Церковь на различных примерах показывает и разъясняет, что есть истинное покаяние, для чего оно, что оно дает человеку.

Сегодня мы с вами слышали притчу, рассказанную Спасителем Своим ученикам и апостолам, которая повествует нам о том, что есть настоящее покаяние.

Два человека вошли в Храм помолиться. Один из них был фарисей, другой мытарь. В наше время оба этих слова стали нарицательными. Но в то время фарисей — ученый, богослов, человек, который соблюдал все предписания Закона: постился, отдавал десятину на храм, тщательно изучал Закон Божий. Фарисеи были уважаемы в народе. Мытарь же — человек, который собирал налоги для Римской империи.

Покупая право сбора налогов, мытари часто взимали больше со своих сограждан, а излишки утаивали для себя. Поэтому мытарей народ тайно ненавидел и боялся. Мытарь — это собирательный негативный образ человека-грешника, обманщика, лжеца.  

Мы знаем из Священного Писания, что Христос входил в дома мытарей и других грешников, ужинал с ними, общался. Фарисеи возмущались этим, но Спаситель объяснял им, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Он пришел туда, где зло, где грех, чтобы уврачевать, исцелить, спасти человека. Фарисеев же Христос часто обличает в своих личных выступлениях и в беседе с апостолами и учениками. Чаще всего они выступают его открытыми противниками.

Не здоровые имеют нужду во враче

Это всегда удивляет и поражает, когда совершается какое-нибудь удивительное чудо, исцеление больного. Как мы знаем, Христос часто исцелял в субботу, когда запрещалась любая работа по Закону Моисееву. Но разве милосердие, спасение другого человека — это работа, которую Моисей запретил в Законе? Фарисеи говорят «да», лукавя при этом в своем сердце.

Христос постоянно их обличал, называя их очень обидными словами, такими как «порождения ехидны», «раскрашенными гробами, которые снаружи красивые, а внутри полны всякой нечистоты» и многими другими. Конечно, фарисей — это личность греховная. Грех состоит в том, что эти люди чаще всего напоказ были благочестивы, а внутри — лицемерны. И много, много раз Христос упрекал их в этом.

Поэтому Христос в этой притче и говорит о фарисее. Рассказывает, как вошли два человека в храм помолиться. Фарисей молился так: «Благодарю Тебя, Господи...» Нам много есть, о чем Господа поблагодарить: за то, что мы с вами живы, здоровы, имеем кров и кусок хлеба. А если случаются в нашей жизни неприятности, просим Господа, чтобы преодолеть эти испытания, понимая, что это послано именно Богом.

«Непрестанно молитесь, за все благодарите», - говорит апостол Павел (1Фес. 5,17). Приходят на память предсмертные слова святого Иоанна Златоуста: «Слава Богу за всё». Не только за хорошее, доброе. За всё. Со слов благодарности фарисей начинает свою молитву. И это хорошо.

Было бы замечательно, если бы он продолжил так, как мы с вами представляем себе, за что можно Бога поблагодарить. Но дальше он говорит совершенно безумные слова: «Я благодарю Тебя Господи, что Ты создал меня не таким плохим, как все эти грешники, мытари, блудницы, пьяницы и прочие, или хотя бы как этот мытарь», - говорит фарисей, презрительно оглядываясь на мытаря, стоящего сзади.

мытарь и фарисей

Благодарность за то, что он лучше других! Какая страшная гордыня живет в сердце этого человека! Он себя искренне считает лучше всех, кто рядом с ним стоял в храме. Чаще всего фарисеи вставали на особые, почетные места впереди всех, так, чтоб воскрилия их одежд красиво лежали на их теле, чтоб им никто не мешал, и они могли стоять так, чтоб весь народ видел, как они молятся с горделиво поднятой головой. Не иначе стоял этот человек с такой мыслью в сердце: «Я не такой как все, я лучше всех». Он перечисляет свои достоинства: пощусь два раза в неделю, отдаю десятую часть того, что имею, на храм, соблюдаю заповеди. Соблюдение заповедей вменяет себе в заслугу, в добродетель!..

Мытарь же, как говорит Христос, стоял, глядя в пол, не смея поднять глаз к небу. Стоял, слезы стекали по лицу, и он только ударял себя в грудь и говорил так нам хорошо сейчас знакомые слова: «Боже, милостив буди мне, грешному». И вот Христос, нарисовав этот образ перед апостолами, сказал, что этот человек выйдет из храма более оправданный, чем фарисей.

Слушая сегодняшнее Евангелие, мы как бы мысленно порицаем фарисея. Но давайте посмотрим на себя самих, на свое сердце, на свою совесть. Давайте вспомним, разве мы с вами так не поступаем в жизни? Разве мы часто не считаем себя лучше, чем другие люди, и делаем это совершенно искренне, с полной уверенностью, что так оно и есть?

А если кто не согласен со мной сейчас, вспомните: вы ведь хоть раз осудили другого человека? А когда мы осуждаем другого человека, мы что делаем? Как раз и считаем себя лучше, раз берем на себя право осуждать другого, поставив себя на место судьи. Это значит, что в этот момент мы считаем себя лучше: «мы-то не такие, мы так не поступаем, а он такой-сякой».

Поэтому, глядя на этого фарисея, мы должны внимательно слушать нашу совесть и должны услышать собственное обличение самих себя. А когда этого не происходит, мы говорим: «вот, какой фарисей нехороший», и умиляемся молитве мытаря, а сами лукавим, как тот самый фарисей, поскольку мы такими же часто бываем. Почему Христос и рассказал эту притчу.

раскаяние

Он рисует эту картину для нас с вами, чтобы мы увидели в ней самих себя. И, увидев это, смирились и покаялись в том же грехе. Мытарь как раз для нас пример, как нужно каяться. Он не стоял впереди всех, он не красовался своим положением. Нечем было красоваться. Все знали, кто он такой есть, все знали, что он всех обманывал, всех обворовывал, что он живет за счет горя и слез других людей.

Но он стоит у входа в храм, смотрит в пол, понимая, что пришел в дом небесного Отца, грозного Судии, и совесть сжигает его, слезы закипают у него на сердце, и он плачет о грехах своих. Ничего больше сказать не может, только эти слова покаяния, искренние слова.

Теперь эта молитва мытаря в более усовершенствованном виде называется молитва Иисусова. Этой молитвой молятся подвижники, но смысл её остался тот же. Здесь исповедание веры, признание своей греховности, порочности своей природы и просьба о помощи. Вот что значит искреннее покаяние в своих грехах.

В этот момент мы не можем думать ни о ком и ни о чем, кроме как о самих себе. Мы смотрим в свое сердце, видим свои грехи, и нам должно быть этого достаточно, чтобы смириться. Именно состояние смирения — это главная добродетель для христианина, поскольку только в смиренном сердце мы можем строить здание нашего спасения, по ступенечкам добродетелей двигаться вперед и вверх.

лестница Иакова

Только в смиренном, спокойном, умиротворенном сердце может быть услышан голос Божий. Но если в нашем сердце вихри различных мыслей, повседневные заботы, бурлят страсти, и такой крик и шум внутри нас, что мы ничего кроме самих себя и не слышим... Особенно когда в раздражении, в гневе, готовы осудить другого, сказать что-то обидное, в этот момент мы не слышим никого и ничего, кроме своих страстей. А голос Божий — он тихий.

Как нам добиться такой тишины на сердце, чтобы был услышан голос Божий? Святые отцы нас учат этому. Как добиться смирения? Рассматриванием своих грехов. Это должно быть постоянной, повседневной нашей работой и заботой: научиться видеть свои грехи. Если мы их не видим и кажется, что все уже исповедовали, молиться: «Господи, открой мне грехи мои. Открой мне мои глаза духовные, чтобы я увидел, какой я есть на самом деле». И от осознания своих грехов человек неизбежно приходит к смирению.

Будем помнить и о том, что когда мы с вами предстанем на Страшном суде, нам некогда будет разглядывать поступки других людей, совершенно будет не до этого. Мы будем стоять перед нашим Создателем, Грозным Судией, и будет решаться участь наша в вечности.  В этот страшный, ответственный, великий момент о чем же мы будем думать с вами? Конечно, о собственных грехах, будем понимать ничтожество свое, понимать, что только милостью Божией, Его любовью к нам мы можем быть спасены. И нам может быть даровано спасение по молитвам наших родных и близких, святых, наших ангелов-хранителей.

Эти мысли мы должны приводить себе на память каждый день. Становимся утром или вечером на молитву - вспоминать об этом. Вспоминать слова мытаря, вспоминать фарисея, который гордился исполнением заповедей, что является нашей обязанностью, а не добродетелью. В священном Писании говорится: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:2-4). Сделал доброе дело и забудь, скажи сам себе: я раб ничего не стоящий, потому что сделал, что должен был сделать (Лк. 17,10). Это мой долг, моя обязанность, ничего в этом заслуживающего одобрения нет.

Заслуга одна может быть у человека — сердце, открытое навстречу Богу. Стремление к Богу и достижение состояния смирения, через которое мы достигнем состояния любви и веры. В Бога невозможно научиться верить, если не научиться Ему вначале доверять, а затем уже и полюбить Его, за Его любовь к нам.

Бог гордым противится

Вот это всё, сказанное сегодня и осмысленное с вами вместе, и будем вспоминать на вечерней и утренней молитве и стараться привести себя в это состояние искреннего, настоящего смирения, говоря слова келейной молитвы святителя Игнатия Брянчанинова: «Господи, дай мне увериться и искренне сознаться самому себе, что я — грешник». И тогда вам некогда будет ни осуждать, ни превозноситься своими мнимыми добродетелями, но только на милость Божию уповать.

Впереди Великий Пост и Церковь, как заботливая мать, готовит нас в путь. Пусть этот день воспоминания о мытаре и фарисее будет нам вехой, пройдя которую, будет нам легче идти поприщем Великого поста, достигая успехов в христианском совершенствовании, в испытании своего сердца, в достижении основной добродетели христианской — смирения. Научимся искренне произносить в своем сердце слова покаявшегося мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla