Наверх На главную

Начались, братья и сестры, подготовительные недели к Великому Посту. Первая неделя – неделя о Закхее. Сегодня мы слышали с вами историю обращения закоренелого грешника, его искреннее, деятельное покаяние, изменившее всю его последующую жизнь.

Закхей был начальником мытарей города Иерехон. Т.е. это был очень состоятельный, известный, в определенных кругах почитаемый, уважаемый человек. Слово «мытарь», как вы знаете, сейчас уже нарицательное. Вообще-то это человек, который собирал подати, налоги для государства, точнее для Рима, под игом которого находился тогда Израиль.  Почему это слово стало нарицательным со временем: мытари отличались крайней нечестностью, лукавством и воровством. Они обворовывали, обманывали своих единоплеменников, соотечественников, поскольку сами были выходцами из еврейской среды, но имели от государства право, или как сейчас бы сказали «лицензию», собирать налоги для государства. Но собирали они, как правило, больше, чем требовалось, а излишки оставляли себе и обогащались. От мытаря можно было ожидать всего, что угодно: и забрать последнее у человека, если не чем было оплатить, имущество отобрать и в долговую яму посадить, и оклеветать перед судом. Поэтому мытарей боялись, мытарей тайно ненавидели, внешне только выражая свое почтение. Можно себе представить какой особой, наверное, ненавистью пользовался этот самый Закхей в своем городе, поскольку был начальником мытарей.

И вот в этот город Иерехон приходит Спаситель мира, приходит с проповедью о Евангелии, благовествуя Царство небесное, идет по центральной улице города. Молва о Нем как о редчайшем чудотворце и пророке разносится гораздо быстрее. Во многих городах, зная, что Он движется в их сторону, встречают Его с удивлением, восхищением, с ликованием. Но чаще все-таки с любопытством, поскольку для толпы людей это было всего лишь некое развлечение. Пришел некий чудотворец и, наверняка, Он и перед ними совершит что-то необычайное. Кто-то пришел послушать Его непривычные слова о Царстве небесном, вечной жизни, о спасении души. В общем, большинством людей двигало любопытство.

Вот идет Христос по центральным улицам города, стоит праздная шумная толпа по обеим сторонам улицы – такой коридор, две стены, людское море. Закхей все усилия приложил, чтобы тоже увидеть Христа, но у него никак это не получалось, потому что он был очень маленького роста и эта людская стена была для него неприступной. И сколько он ни пытался протиснуться, никто его не пускал. И он совершает необыкновенный, из ряда вон выходящий поступок: этот уважаемый, почитаемый, пусть даже лицемерно – внешне, известный, состоятельный человек, наверное, самый известный в городе, лезет на дерево как мальчишка. Забирается на ветку дерева, чтобы выше всех стать и чтобы все-таки суметь увидеть. Христос останавливается, замечая Закхея на дереве, и обращается к нему с такими словами: «Закхей, скорее слезай с дерева, я буду у тебя сегодня ужинать, буду в гостях». Закхей, не помня себя от радости, спрыгивает с дерева и бежит домой готовиться к встрече дорогого гостя. И вот уже вечером, когда Христос закончил свое благовествование, совершил чудеса исцелений, на заходе солнца Он и Его ученики приходят к Закхею. Он накрыл столы, трапеза, все общаются между собою, и Закхей, исполнившись благодати Божией, в радости сердечной встает перед Господом и говорит теперь уже такие знаменитые слова: «Половину имения моего, Господи, отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу четверицею». И Господь отвечает на это его покаяние публичное: «Днесь спасение дому сему бысть». Т.е. в этот дом пришло сегодня спасение. Он, говорит Господь, показывая на Закхея, тоже сын Авраама.

Вот, братья и сестры, вкратце эта история о Закхее. Сколько здесь разных мыслей, сколько здесь для нас с вами назидания. Закхей этот – человек, который выступил за пределы, за рамки всеобщих норм поведения. Он сделал то, на что никто бы не решился на его месте: залезть на дерево при стечении народа всего города и обречь себя на насмешки, на издевательство, на неуважение. Но он в этот момент не размышлял, не думал ни о чем. Зачем он это сделал? Неужели просто праздное любопытство было так сильно в нем, что он был готов на такой вот отчаянный поступок? Даже в наше-то время это, наверное, необычно выглядело бы, если бы взрослый человек начал бы карабкаться на дерево. Значит, что-то больше было у него в сердце, что-то двигало им, что-то заставило его это сделать. Представляется так, что Закхей этот уже давно понимал, что живет не так как надо было бы жить, как призывает Бог жить человека, что он нарушает заповеди. Он оправдывал, конечно, себя, как и многие сейчас оправдывают свои грехи – дескать, все так живут! Ведь это же общее для всех правило и он ведь жил как все. Все мытари так делали. «Чем я отличаюсь от других?» Единственный способ ему был остаться на своей должности, в кругу своих мытарей уважаемым человеком, - не поступать по-другому. И вот он терпел какое-то время этот конфликт в душе, в совести его. Но он уже жил в нем, он просто томил его. Закхей успокаивал себя до поры до времени, но чувство внутреннего протеста росло и крепло в нем. И вот этот момент истины для него наступил – пришел Христос. И он слышит об этом. Иисус идет по его родном городу и его душа так встрепетала, так всколыхнулась, что он потерял равновесие  и одна мысль только была, что если сейчас он не встретит Христа, он что-то важное потеряет. И он был готов на всё, лишь бы только встретиться со Христом, и он лезет на дерево. Для него прошлая жизнь была уже невозможна в данный момент. И Господь слыша его сердце, конечно, не мог пройти мимо: Он остановился и стал беседовать с Закхеем, просто поразил его своими словами – Он не просто его поприветствовал, но обещал, что придет в его дом и станет его гостем. Радости, восторга, наверно, у Закхея не было предела: он бегом побежал домой, не веря ещё счастью своему.

Наступает вечер и Христос входит в его дом. За трапезой это покаяние, которое, может, годами копилось в душе у него, просто хлынуло, и он при всем народе приносит публичное покаяние в своих грехах. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». (Лк.19:8). Все знают, откуда у него богатства, и он это публично признает. Христос поддерживает его душевный порыв: «Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». (Лк.19:9) Не потому что он готов был имение свое раздать, а потому что покаяние коснулось его, изменилась вся жизнь этого человека, он сам стал другим. Он уже не мог быть прежним. Он ходил по домам и возвращал то, что он неправедно когда-то забрал со словами искреннего покаяния. Предание церковное говорит нам о том, что Закхей в скором времени, уже после воскресения Христа Спасителя был апостолами крещен и стал епископом Кесарии Палестинской. Он стал христианином и закончил жизнь мученическим подвигом.

Такова история человека, сердце которого не позволило ему остаться в тени, не позволило ему остаться за людской стеной и смириться с тем, что мимо проходит спасение! Он сумел вырваться из обычной среды существования. А сейчас мы посмотрим, сколько бывает с нами таких ситуаций, когда нам страшно выйти из этой системы: социально-политической, культурной, в которой мы с вами живем. Когда нам страшно показать себя не такими, как эта система, а другими. Нам стыдно перекреститься, мы скрываем, что мы соблюдаем посты, что нам нужно идти в храм на молитву. А ведь Христос нам говорит о том, что мы Его «малое стадо» (Лк.12:32). «Ибо много званных, - говорит Господь в другом месте, - но мало избранных» (Мф.20:16) И это малое стадо в огромном море других людей. Решимость наша очень важна, когда условия существования ставят в нас в ситуации выбора – следовать ли за Христом, мы как христиане должны сказать «нет» идущему вразрез христианской морали. Мы видим, как этот растлевающий окружающий нас мир пытается уничтожить, размыть, сделать незаметным христианство. Это про то, что происходит в сознании современного человека, как подменяются ценности. Когда девство в поругании, когда внушают стыдиться произносить «мама» и «папа», но учат говорить «родитель№1» и «родитель №2», когда смеются над посещением храма… Что-то такое уже было в нашей стране: в результате Россия захлебнулась в своей собственной крови.

Закхей для нас сегодня пример: пример человека, проявившего мужество и верой своей изменившего всю свою последующую жизнь. Покаяние должно изменить нас, мы должны стать другими и идти за Господом.

сколько мыслей стоит за этой небольшой историей, важной для нас особенно в преддверии Великого Поста. Будем помнить о том, что мы – христиане, чтобы Христос не ушел из нашей жизни, чего боялся Закхей, который сделал всё для того, чтобы быть с Ним. Как и для нас очень важно, чтобы Христос один раз придя в нашу жизнь, когда нас крестил священник, так и оставался бы в нашей жизни. Мы должны следовать за Христом, потому что Он нас ведет за Собой, ведёт за Собой к Царству Небесному.

Будем помнить и о том, что покаяние должно быть действенным, и нам надо научиться каяться делами своими, бороться со своими грехами и не успокаивать себя словами, дескать, «все так делают»! Чтобы мы передали и детям своим Православную веру. Чтобы дети точно знали, что чёрное, что белое, ведь здесь нет никаких полутонов: грех он и есть грех, добродетель она и есть добродетель – это будет вечно так, что бы ни говорил современный мир. Всё, что Господь сказал – оно вовеки, вечно и неизменно. И будем следовать за Ним, чтобы Он вел нас в Царство Небесное.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla