Наверх На главную

День рождения Церкви, архипастырский визит и начало Петровского поста — главные события в духовной жизни православных миацев во второй половине июня

19 июня Православная Церковь отмечала великий двунадесятый праздник — день Святой Троицы.

«Троица» и «Пятидесятница» — два названия одного христианского праздника. Слово «Пятидесятница» имеет чисто хронологическое значение: «на пятидесятый день». Двойное название — свидетельство того, что у праздника есть ветхозаветные истоки. В Израиле Ветхого Завета Пятидесятница была праздником урожая. В течение веков значение праздника менялось. И вот после Пасхи, Воскресения Христова, Пятидесятница стала праздником Нового Завета Господа с людьми, днем рождения христианской Церкви.

Троица, которая всегда приходится на воскресенье, отмечается на пятидесятый день после Пасхи — это соответствует новозаветной истории: именно спустя 50 дней после Воскресения Иисуса Христа Святой Дух сошел на апостолов. Это событие описано в одной из книг Нового Завета — в Деяниях святых апостолов.

На пятидесятый день после Пасхи апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, где накануне ареста и распятия Христос совершил Тайную Вечерю. И тут «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4).

Сошествие Святого Духа и многоязычная проповедь апостолов стали днем рождения Церкви — сообщества верных Христу, объединенных Таинствами в Единое Тело Христово.

Вавилонское рассеяние народов, о котором читаем в Ветхом Завете, преодолевается как раз в день Пятидесятницы: Господь снова собирает людей думающих, трудящихся над своим спасением, чтобы потом ввести их в Царствие Небесное.

На Троицу в православных храмах совершается одна из самых красивых служб в году. Церкви украшают ветвями берез, цветами, пол храма устлан свежескошенной травой, и запах ее мешается с ароматом ладана. Цвет облачений священнослужителей — зеленый.

Величание в день Пятидесятницы звучит так: «Величаем Тя, Живодавче Христе и чтем Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца, послал еси божественным учеником Твоим». («Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем Всесвятого Духа Твоего, Которого Ты послал от Отца божественным ученикам Твоим»).

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что сразу же после литургии совершается великая вечерня. На ней читаются три молитвы святителя Василия Великого с коленопреклонением. Коленнопреклоненной молитвой завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не совершается коленопреклонений и земных поклонов. Коленопреклоненные молитвы введены в Богослужение для того, чтобы сохранить и укрепить верующих в смиренном состоянии, сделать их способными, по примеру апостолов, к целомудреннейшему совершению достойных деяний в честь Святого Духа, к принятию бесценных даров благодати Божией.

Настоятель храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко в завершение праздничного Богослужения обратился к прихожанам с проповедью.

— Поздравляю вас, братья и сестры, с днем Святой Пятидесятницы, с днем сошествия Святаго Духа на апостолов — учеников Христовых. День прославления Святой Троицы является днем рождения Церкви нашей.

Когда апостолы уходили с горы Елеонской, проводив своего божественного Учителя и Господа, они услышали слова ангелов: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Апостолы, ожидая обещания, которое должно было исполниться в скором времени, готовясь принять Благодать Духа Святого, находились все время вместе, — в единомыслии, в единодушии, в великой радости.

И всю свою последующую жизнь, как мы знаем из Священного Писания, они эту радость имели в себе и щедро делились ею с другими людьми. Именно благодаря воздействию в них Благодати Святаго Духа, этой Божественной животворящей чудодейственной энергии Силы Божией, евангельская весть разнеслась по всей вселенной. И никто не мог противостоять слову проповеди. Самые искусные и талантливые риторы, философы — все они были бессильны перед силой Благодати Божией.

Мы с вами знаем из истории, сколько было чудес, сколько было святых в Церкви Божией. Апостол Петр — наверное, самый яркий пример того, как воздействие Благодати Святого Духа меняет человека: он становится совершенно другим.

Петр, совсем недавно человек робкий, неутвержденный еще в вере своей, человек, который совсем недавно добровольно пришел во двор первосвященника Каиафы, однако испугался простого вопроса служанки: «И ты с Ним был?» — он отрекся тогда от Христа. Теперь же, когда сошла на Петра благодать Духа Святого, он выходит уже не во двор первосвященника, где было лишь несколько десятков человек, а на заполненную людьми улицу. Ведь мы знаем, что это был день иудейской пятидесятницы: иудеи со всего мира съехались тогда в Иерусалим, в те дни их было в городе до нескольких миллионов. Неисчислимый людской поток двигался по направлению к Иерусалимскому храму. И в этот момент Святой Дух сошел на апостолов. Люди, проходившие мимо Сионской горницы, слышали шум — как от сильнейшего ветра, и восторженные возгласы внутри этого дома. Апостолы, приняв Святой Дух, настолько исполнились благодати, что стали пророчествовать, стали говорить на незнакомых им прежде языках. И вышли все они на улицу, этой великой радостью переполнены. Некоторые иудеи, смотря на них, говорили: они, видимо, с утра пораньше напились вина потому и говорят что-то нечленораздельное. А пришедшие в Иерусалим из Месопотамии, из Индии, из каких-то дальних-дальних уголков земли, поражались и спрашивали друг друга: откуда они знают наше наречие? как они могут говорить с нами на нашем языке?

И вот Петр, выйдя к этой толпе, произнес пламенную проповедь, которая, собственно, заключалась всего в нескольких предложениях. Но такова была сила слова, данная ему Господом, что после этой краткой проповеди более трех тысяч человек немедленно выразили желание стать христианами, последовать за Петром и другими апостолами. Церковь приросла тремя тысячами человек, — как пишут, не считая жен и детей, — за несколько минут проповеди великого первоверховного апостола, удивительного человека Петра.

Это нам с вами пример, братья и сестры, что есть действие силы Духа Божьего. Ведь и каждый из нас это многократно испытывал и чувствовал — в своей собственной жизни: вдруг непонятно откуда возникает в тебе сила, с помощью которой ты преодолеваешь то, о чем раньше и думать даже не мог, не смел приблизиться к какому-то греху своему, к пороку, к житейской проблеме, не чувствовал в себе сил перешагнуть этот небольшой порог, который превращался в непреодолимую стену . Но благодатью Духа Божьего человек вырастает и становится сильным настолько, что способен просто перешагнуть через эту проблему, через это теперь уже небольшое препятствие. Благодать Пресвятаго Духа, Благодать Божия чудотворит. Она животворит, превращая человека уже не столько в человека, сколько в ангела во плоти. Или, как апостол Павел писал, в бога, только, конечно, с маленькой буквы. Человек становится как Бог, или подобен Богу.

Как нам благодать Божию приобрести, братья и сестры, — Церковь нас учит. Это, конечно, причастие Святых Таинств церковных, там, где Благодать Святого Духа особенно присутствует и особенно действует. Но это и наша с вами домашняя молитва. Как писал в своих письмах святитель Феофан Затворник, тот, кто молится глубоко, сосредоточенно и от сердца, то есть искренне, тот дышит Духом Святым. Вот это дыхание молитвы святитель Феофан сравнивает с дыханием человеческим: когда человек дышит, он принимает в себя воздух, и кислород разносится по его кровеносным сосудам, проникает в каждую клеточку тела, приносит с собою жизнь. Вот и молитва в духовной жизни творит то же самое: она несет с собой энергию Духа Святаго. Это и есть благодать. Произнося эти слова, попадая в ритм словосочетаний церковных молитв и псалмопений, слушая пение церковного хора или чтеца, человек входит в поток действия благодати и силы Божией. Так будем же молиться и будем этой благодатью напитываться, дышать ею,  чтобы дышало не только тело наше — чтобы и душа дышала Духом Божиим.

Отец Игорь по традиции поблагодарил прихожан за совместные молитвы, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин, пожелал обильной Благодати Божией, сошедшей в этот день на землю:

— И самое главное, старайтесь хранить ее в себе. Не растеряйте то, что дает нам Господь здесь, в церкви, и дома на молитве, берегите эту благодать Божию, чувствуйте эту радость. Спокойствие сердечное, умиротворение и уверенность дает благодать. И делитесь этой радостью со своими родными и близкими. Всех вас поздравляю с праздником, благословляю и призываю на вас милость и благодать Господа нашего и Спасителя.

Всю последующую неделю длился праздник в честь Пресвятой Троицы. Для миасской православной общины торжество увенчалось долгожданным архипастырским визитом в Миасс. 26 июня, в день Всех святых, Божественную Литургию в Свято-Троицком храме города Миасса возглавил митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим. По традиции клирики и прихожане встречали владыку во дворе храма цветами и колокольным звоном. Вместе с благочинным Миасса, отцом-настоятелем Свято-Троицкого храма Георгием Крецу встречать архипастыря вышел и светский глава Миасского городского округа Геннадий Васьков.

«В день Пятидесятницы на апостолов излилась благодать Святого Духа, — напомнил в проповеди владыка Никодим. — Действует она и поныне. Наиболее явное свидетельство тому — наши святые, которые, по слову апостола, укрощали львов, останавливали огонь, воскрешали умерших, с другой же стороны, подвергались пыткам, скитались, умирали (Евр. 11, 36-38). Иные же прославились своей молитвой, милосердием, богоугодной жизнью, любовью к Создателю и людям. Сегодня у каждого из нас день ангела, ведь каждый в Таинстве Крещения получил имя одного из святых».

Сейчас идет первая неделя Петрова поста. Продолжительность Петрова поста подвижна — дата его начала зависит от дня празднования Пасхи, а прекращается этот нестрогий пост к 12 июля, дню памяти святых апостолов Петра и Павла. Наиболее продолжительный период Петрова поста заключает в себе шесть недель, а кратчайший — восемь дней. В 2016 году Петров пост, называемый еще Апостольским, продлится с 27 июня по 11 июля. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Православная Церковь вступает в этот пост для того, «чтобы достойным образом приготовить себя к прославлению имени святых первоверховных апостолов Петра и Павла» — эти ученики Иисуса Христа больше других потрудились в проповеди христианства.

Фото автора.

Смотрите фотогалерею >>>

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla