Наверх На главную

В Великую Пятницу Страстной седмицы в миасском Богоявленском храме состоялся чин Выноса Плащаницы, а затем Погребения Плащаницы, прихожане слушали «Плач Богородицы», прошли вокруг храма Крестным ходом.

Вчера, в Страстную Пятницу, в храме Богоявления утро было ознаменовано чтением Царских часов. А затем, в два часа дня, началась вечерня с чином Выноса Плащаницы. Плащаница Господа Бога и Спасителя нашего была вынесена в центр храма, затем прихожане слушали умилительный канон — Плач Пресвятой Богородицы.

 

Перед началом умилительного канона, который исполняли вместе духовенство и хор, настоятель храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко обратился к прихожанам с  такими словами.

«Последние слова, которые Христос сказал на земле: «Совершишася!», то есть все исполнено, все сделано для спасения рода человеческого. И сказав эти слова, Господь наш испустил на Кресте Свой Дух. Все сделано и все исполнено для воскресения рода человеческого. Состояние уничижения, в котором находился Создатель, Творец миров, Господь наш и Вседержитель, начиная с момента своего Зачатия во Чреве Преблагословенной Девы Марии до этого самого момента Исхода Своего, — все это позади. Состояние уничижения человеческой природой, взятой на Себя, жизнь в этом мире среди людей, постоянно влекомых ко греху, измена Иуды, издевательства, пытки, наконец, незаконный суд у первосвященника Каиафы и такой же беззаконный суд у Понтийского Пилата, игемона, правителя Иудеи. Предание на казнь, бичевание, шествие на Голгофу, Крест, по которому потекла Пречистая Кровь Спасителя мира. Все это позади — «Совершишася», сказал Христос.

 

Читаешь эти строки Евангельские, и каждый раз поражаешься немыслимой, непостижимой любви Божией к нам, грешным и недостойным. По милосердию Своему и по любви Своей Господь преодолел эту пропасть, соединил два мира в Себе самом. Землю и Небо, мир физический и мир духовный. Восстановил вновь ту гармонию, которая была изначально задумана в человеческом естестве. Стал вторым Адамом. И как в первом Адаме, согрешившем в Раю, человечество, стало умирать, так во втором Адаме приобрело жизнь. И жизнь с избытком, как говорил Сам Христос. Жизнь, которую Господь принес на землю, Жизнь, которой Он щедро делится со всем этим миром через излияние Благодати Святого Духа на все живое. Жизнь, которая заключена была в Его человеческом Теле, Благодать и Слава Божия, которая прорывалась только изредка, для особо близких ему учеников и апостолов, как  на горе Фавор. И так она прорвалась ослепительно, что они, упавши ниц на землю, руками закрывали лица свои, не в силах смотреть на Божественную Славу.

 

Жизнь эта проявилась с особенной силой, открывшей миру всемогущество Божие на Кресте, когда мертвенное Тело было снято со Креста, обвито Плащаницею, положено во Гробе. И потом Жизнь, сошедши во ад, проповедуя там Евангелие, воскресила человеческое Тело Христово, и Господь наш, богочеловек, Сын Божий воскрес из мертвых. Сам Спаситель мира говорил своим ученикам: «Аз есмь истина, путь и живот». ( Я есть истина, путь и жизнь).

 

Евангелие говорит, что человек своими собственными усилиями не может преодолеть эту пропасть между двумя мирами, миром физическим и миром Благодати Божией. Совоскреснув со Христом, приобретя от Него живительную силу, человек может по Кресту, освященному Кровью Христовой, как по некоему мосту преодолеть эту пропасть и вернуться в тот мир, откуда когда-то был изгнан Адам.

 

«Совершишася», сказал Христос. Все совершено, отцы, братья и сестры, для нашего спасения. Проявив непостижимую нашему разуму любовь, Господь совершил множество чудес, уничтожив власть дьявола, сокрушив смерть в самом зародыше ее, поскольку, войдя в безгрешного и не находя в Нем ничего для своей власти, смерть саморазрушилась.

И теперь мы с вами имеем такую же возможность воскреснуть из мертвых по повелению Божию и пройдя через врата смерти, стать бессмертными, каким стал человечеством Своим Христос Спаситель после своего славного Воскресения. В этом и заключается наше спасение, потому и называют Христа Спасителем, что Он спас нас от смерти. Не от смерти физической, через которую все должны пройти, — и Он через нее прошел, и Матерь Божия не миновала. Но пройдя через эти врата, мы выходим в жизнь, вот эту жизнь Христос в нас восстановил, нам подарил. Вот эту жизнь Христос для нас приобрел на Кресте, и мы за это именуем Его своим Спасителем и Господом.

 

Сейчас будет звучать в храме Плач Богородицы. Самое скорбное время — Великая Пятница. Матерь Божия страдала в сердце своем больше всех. Те слова, которые сказал Симеон Богоприимец в храме: и тебе самой оружие пройдет сердце, пройдет твою душу, — то был первый раз, тогда еще пронзили сердце Ее. То страдание, которое Она перенесла, стоя у подножия Креста с умирающим Ее Сыном, было самое страшное испытание в Ее жизни. Будем слушать сейчас эти слова. Будем сострадать Матери Божией в ее горе. Будем умиляться этим словам Богослужебных текстов. Проникнемся этим ужасом, проникнемся этим горем, которое переживало сердце Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы.

У нас с вами перед глазами уже Воскресение Христово. Мы с вами знаем, что оно наступит, но ни Матерь Божия, ни апостолы — верные ближайшие ученики Христа — тогда этого не знали. Для них тогда жизнь закончилась, для них это была величайшая трагедия — смерть их возлюбленного Учителя и Господа на Кресте. Все рухнуло, все надежды их были попраны. И они в полной растерянности и в ужасе предстояли перед Крестом. Потом уже будет радость Воскресения. И Господь, конечно, им первым после великой скорби подарит великую радость. Он говорил им: «Еще немного времени Я с вами. Потом немного времени Меня не будет. И еще немного, и Я буду вновь с вами. И ваша печаль обратится в радость. Он много раз говорил, что ему надо пострадать и воскреснуть. Но они тогда не понимали, о чем Он им говорил.  Для человеческого разума то были немыслимые слова, непостижимые сердцу и уму человека. Мы с вами сейчас это знаем».

После небольшого перерыва Богослужения Великой пятницы продолжились утреней с чином Погребения Плащаницы. В конце утрени совершился Крестный ход. Духовенство, хор, прихожане прошли вокруг храма Богоявления, неся Плащаницу, совершая чин Погребения.

В конце этого чина плащаница вновь была водворена в центре храма, где и будет находиться до Пасхальной полунощницы, когда прихожане придут в храм для того, чтобы встречать Христа воскресшего.

Стоит отметить, что убранство храма в эти дни выполнено с особой любовью, трогательно и символично. Плащаница окружена живыми деревцами — молоденькие, хрупкие едва распустившиеся березки вокруг животворящего Тела Христова...

Фото автора и Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla