Наверх На главную

Накануне Страстной седмицы, в Вербное воскресенье, в храме Богоявления многие сотни миасцев вознесли общие молитвы, причастились Святых Христовых Таин, прослушали проникновенную проповедь настоятеля храма — о входе Господнем в Иерусалим и об особом значении Страстной седмицы, — и отправились домой, неся в руках освященные ветки цветущей вербы.

 

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.

 

Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу.

 

В этот день вспоминается, как Спаситель въехал в Иерусалим, а люди устилали его путь пальмовыми ветвями и приветствовали возгласами «Осанна!» Причиной ликования было чудо, которое совершил Иисус накануне, воскресив Лазаря. В память об этом верующие приходят на праздник с распустившимися ветвями деревьев.

 

Поскольку в символике Входа Господня в Иерусалим важное место занимают пальмовые ветви — вайи, этот праздник называют Неделей ваий. В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

 

О Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до Крестных Страстей Его повествуют все четыре евангелиста. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Спаситель, за шесть дней до Пасхи, собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостью последовали за Ним, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса».

 

Однако множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, пришедшего освободить его.

 

Евангелисты повествуют: Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле».

Приблизившись к Иерусалиму, Спаситель со скорбью смотрел на него. Он знал, что народ отвергнет Его, — своего Спасителя, — и Иерусалим будет разрушен.  Христос заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот твой день узнал, что служит к миру (спасению) твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих (т. е. ты упорно закрываешь глаза на все Божие благоволение, посылаемое тебе). Придут на тебя дни, когда враги обложат тебя окопами и окружат тебя и стеснят тебя отовсюду и разорят тебя, побьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал (не захотел узнать) времени посещения твоего».

Когда Иисус Христос вошел в Иерусалим, весь город пришел в движение, и спрашивали не знавшие Его: «Кто это?»

Народ отвечал: «Это — Иисус, пророк из Назарета Галилейского», и рассказывали при этом, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

Войдя в храм, Христос изгнал из него всех продающих и покупающих, говоря им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов — а вы сделали его вертепом разбойников».

Слепые и хромые обступили Его в храме, и Он всех их исцелил. Народ, видя это, еще больше стал прославлять Его. Даже малые дети, бывшие в храме, восклицали: «Осанна Сыну Давидову!»

Первосвященники же и книжники негодовали на это и сказали Ему: «слышишь ли, что они говорят?»

Иисус ответил им: «Да разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Псал. 8, 3).

Церковь напоминает нам об этом торжественном событии — Входе Господнем в Иерусалим — в последнее воскресение Великого Поста и воспевает:

«На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

Настоятель миасского храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко завершил праздничную службу Вербного воскресенья проповедью. Отец Игорь напомнил прихожанам, что светлому празднику Воскресения Христова предшествует Страстная неделя, каждый из дней которой имеет особое значение. А накануне Страстной седмицы, в Вербное воскресенье, Церковь воспоминает важнейшее событие — Вход Господень в Иерусалим, когда Спасителя народ встречал наивным ликованием и криками «Осанна!» — как долгожданного Мессию, как избавителя от римского владычества. Церковь же, в отличие от иерусалимской толпы, понимает, за что именно подобает воспеть Христу осанну.

 

— Думали, что сейчас на земле наступит для них Царствие Небесное. Но Христос многократно говорил во время своего земного служения: «Царство Мое не от мира сего». Он призывает нас всех, братья и сестры, в Царство Небесное, Он, его Царь, Творец миров, и Он взошел в Иерусалим в этот день, пришел на вольную страсть. Он пришел для того, чтобы отдать себя в жертву, для того, чтобы взойти на Голгофу и пригвоздить ко Кресту вместе со Своим пречистым Телом грехи сего мира, это море зла людского, уничтожив таким образом власть зла над человеком и подарить человеку свободу, подарить человеку возможность вернуться в богоподобное первоначальное чистое святое состояние.

 

Вот для чего Господь входит сегодня в Иерусалим. Его народ встречает с пальмовыми ветвями в руках. Кричат Ему радостные восклицания, приветствуют Его, как царя. Но пройдет всего лишь несколько дней, и тот же самый народ будет кричать Пилату, указывая на Христа: «Нет у нас царя, кроме кесаря, возьми и распни Его, и отдай нам Варраву». Раз в году, на Пасху, правитель отпускал на свободу одного человека. И когда Пилат спросил: «Кого вам отпустить? Иисуса, которого вы называете Христом, Царя вашего, или Варавву?», — народ закричал: «Варавву!» Народ предпочел, чтобы вместо Христа отдали им бандита и убийцу — разбойника, которого звали Варавва, таким образом осудив своего Спасителя на смерть.

 

В этот день, день праздничный, который мы все с вами встречаем с улыбкой на лице, с радостью в глазах, Христос в этот день, входя в Иерусалим, плакал. Это потрясающий момент этой истории. Потому что народ вокруг ликует, радуется, пляшет от счастья, у всех глаза светятся так же, как и у нас сегодня. Шествие остановилось на вершине горы Елеонской, и перед ними открылся прекрасный вид древнего Иерусалима, с Храмом посередине, солнце освещало его белые и золотые стены и врата, и народ восклицал в восторге. А Христос, сидя на ослике и глядя на великолепный вид Иерусалима, плакал в этот момент.

 

Но Он не о Себе плакал, не о предстоящих своих страданиях. Он плакал об этих людях, которые так и не поняли, Кто среди них, так и не приняли этой спасительной вести, так и не пошли за Христом туда, куда Он звал за Собой, — к Царству Небесному. Он знал, что эти самые люди осудят Его на смерть через несколько дней. Но в этот момент Он не препятствует прославлять Его, по-детски выражать наивный восторг.

 

Так вот, братья и сестры, и мы с вами, когда приходим в этот день в храм Божий, должны спросить себя: что для нас с вами этот день значит. Кто мы, если вспомним тот день, вход Господень в Иерусалим, где мы там, в этой толпе? Мы рядом со Христом идем, вместе с Его апостолами, с людьми, которые любили Его, шли со Христом до конца. Или мы идем среди тех, которые не любили Христа, завидовали Ему и искали Его погибели. Или мы просто в толпе праздных зевак, которые зашли, как тогда, так и сегодня, в храм случайно, по пути, захватив с собой пару веточек вербы, и потом уйдем из храма и забудем через полчаса, где мы были и с чем  соприкоснулись сегодня. И что для нас тогда будет и предстоящая Страстная седмица, ведущая в Воскресение Господа нашего. Уходя из храма сегодня, будем  размышлять над этим.

Впереди — великие дни Страстной седмицы. Сегодня эти веточки вербы, что мы с вами держим в руках, должны послужить нам символом нашей веры и нашей преданности Христу и Спасителю нашему. Как тот народ древний иудейский встречал Христа с восторгом, так и мы должны сейчас сопровождать Его в последних днях Его земной жизни. Идти с Ним в каждый Великий День, быть свидетелями  предательства Иуды, быть свидетелями и участниками Тайной Вечери. Послушать Страстные Евангелия. Сострадать Ему на беззаконном суде у Каиафы и у Пилата. Быть рядом с Ним на Голгофе, когда Он взойдет на Крест. Снять Его Пречистое Тело со Креста, пронести его вкруг храма в Крестном ходе и совершить чин Погребения — будет потом плащаница в центре храма в пятницу Великую лежать. И затем уже, в Великую субботу, наступит день покоя, и мы придем с ожиданием и с предвкушением Пасхальной светлой радости в ночь на воскресенье.

Проведем эти дни, братья и сестры, как положено христианам. Со Христом будем, и как и звучат сейчас церковные песнопения , когда мы слышим такие слова: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, / и вси вземше крест Твой глаголем, / благословен Грядый во имя Господне, / осанна в вышних». То есть «В сей день благодать Святого Духа нас собрала; / и все мы, взяв Крест Твой, возглашаем: / «Благословен Грядущий во имя Господне! / Осанна в вышних!»

Пусть эти веточки процветшей вербы — растения, которое первое откликается на радостные весенние солнечные лучи, — будут для нас символом Воскресения из мертвых, своеобразным крестом, держась за который, мы пойдем за Господом нашим к Его подвигу и встретим Его воскресшим.

 

Причастившись Святых Христовых Таин, неся освященные вербные ветки, прихожане в светлом праздничном настроении покидали храм, чтобы вновь вернуться в него уже в дни Страстной седмицы.

Всего несколько дней осталось до светлого праздника Воскресения Христова. А пока продолжается Страстная седмица — последняя неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения. Страстная седмица — время, особо чтимое Церковью. Если Великий пост — Четыредесятница — время, когда мы идем навстречу Богу, то Страстная седмица — время, когда Господь идет навстречу нам, преодолевая последние преграды, которые отделяют нас от Бога. Идет через страдания: в церковнославянском языке слово «страсть» означает «страдание»).

 

Святая Церковь в эти дни призывает нас оставить все суетное, мирское и последовать за Спасителем. Богослужения Страстной недели отличатся целым рядом глубоко знаменательных служб, которые совершатся только в эту седмицу. Храм попеременно в эти дни представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу.

В первые три дня Страстной недели Святая Церковь подготовляет верующих крестным страданиям Спасителя, придает Богослужению характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, — плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства — неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю — переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под Крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

 

Сегодня же Святая Церковь отмечает Великий Четверг. В этот день христиане вспоминают такие события, как Тайная Вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии — Святого Причащения, а также омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В прощальной беседе Христа с учениками после установления Таинства Причащения Господь раскрывает перед ними тайну Своего служения, сущность Своего учения, утешает и укрепляет учеников перед предстоящими испытаниями.

Фоторепортаж автора и Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla