Наверх На главную

В воскресенье, 10 апреля, в миасском храме Богоявления совершилась память святого Иоанна Лествичника.

Пост — время покаяния, время обновления, время примирения, а примирение — это новое начало. Приведем слова Иоанна Лествичника: «Покаяние — это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся — это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние — это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние — это очищение нашей совести. Покаяние — это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

Преподобный Иоанн Лествичник — христианский бологослов, византийский философ, игумен Синайского монастыря, почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого «Лествицей», поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.

О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. По преданию, он родился около 570 года, был сыном святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется Церковью 26 января. Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий. После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой. В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах. Не случайно в «Лествице» преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: «Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние». Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.

Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения. В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители. Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая.

Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, и была написана знаменитая «Лествица» — руководство для восхождения к духовному совершенству. Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них «истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверж-дену, которая желающих возводит до Небесных врат...» Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков. Свое творение преподобный так и назвал — «Лествица», объясняя название следующим образом: «Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения». Цель этого творения — научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. «Лествица» предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия.

Степени «Лествицы» — это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Настоятель миасского храма Богоявления протоиерей Игорь Рысенко в своей проповеди подробно разъяснил прихожанам, что такое Лествица, как важно искренне, всем сердцем, каяться в своих грехах.

«Настала середина Великого поста. Для всех нас как особую веху, как особый знак и как некое утешение Святая Церковь устанавливает в четвертую неделю поста особое сооружение, именуемое Лествицей духовной, возводящей на небеса.

Церковь сегодня празднует память преподобного Иоанна Лествичника, автора этого строения, соединяющего собою землю и Небо. «Как утешение» говорю, потому что, как мы знаем, начало этой Лествицы здесь, на земле, а конец ее, окончание духовного пути, — на Небесах. Как видим на иконе памяти преподобного Иоанна Лествичника, сам Христос Спаситель принимает тех праведников, которые сумели преодолеть тридцать ступеней, которые обозначил для всех христиан преподобный Иоанн Лествичник.

Его еще называют — игумен Синайской горы или Иоанн Синайский. Он больше сорока лет вел отшельническую жизнь в горах. И когда стал игуменом горы Синайской, по просьбе монахов написал эту книгу — «Лествицу» духовную». И сейчас, братья и сестры, в середине духовного пути — Великого поста, подводит он нас к этой Лествице и как бы говорит: не за то, братья и сестры, будем мы осуждены на Страшном суде, что не богословствовали или не совершали чудес, но за то будем осуждены, что не плакали о своих грехах.

Плач духовный, плач о грехах своих как основу духовной работы, духовного роста и совершенствования полагает преподобный отец игумен горы Синайской. Сам он для того, чтобы плакать о своих грехах и чтобы никто не видел и не слушал его страданий, удалялся в особую пещеру, на многие дни и недели, проводя время в посте и в молитве, плача и рыдая о своих грехах.

Когда человек плачет? Когда какое-то особенно сильное чувство — радость или горе, ужас или стыд —  будто неким духовным копьем пронзает сердце человека. И от этой боли, от потрясения духовного из глаз, а вернее сказать —из сердца человеческого изливаются потоки слез. Слезы эти духовные о грехах своих сам преподобный отец Иоанн Лествичник сравнивал с огнем, который пожигает сухой хворост. Вот и слезы о грехах своих, сокрушение сердечное омывает всего человека — и душу его очищает, и тело его приуготовляет.

Почему чаще всего  мы с вами не умеем и на исповеди часто испытываем  сухость, черствость, равнодушие, говорим заученные разы, каясь о своих грехах, понимая, что то нужно делать? Почему именно переживания сердечного, чувства раскаяния зачастую не испытываем? И когда на молитве стоим и вспоминаем свои прегрешения, сердце остается безучастным? Наверное, потому, что не испытываем того, что говорит нам преподобный отец Иоанн Лествичник. Осознаем вроде, признаем за собой грех, но делаем это чаще всего равнодушно, не размышляя сердцем своим, размышляя только умом.

Да, грешен или грешна, — признаем мы этот факт. Но что этот грех может сделать с нами, чего он может нас лишить? Если бы мы духовным взором своим видели эту самую Лествицу, что изображается на иконе... Люди карабкаются по ней вверх. Наверху — Христос, Царство Небесное, счастье, радость от общения со своим Создателем, покой. А по сторонам и внизу — демоны, которые, как дикие звери, рыкают, ходят и летают вокруг Лествицы, до самой последней ее ступени, у многих из них в руках изображаются крючья, у некоторых — стрелы и луки, копья. И эти демоны пытаются уловить тех, кто карабкается по лестнице вверх, уловить их страстями, греховными вожделениями, зацепить этими крюками и сбросить с лестницы или пронзить их сердце стрелой или копьем греховных чувств, наслаждений и помешать восхождению на Небеса.

Нет этого чувства сокрушения сердечного — поэтому и видим часто равнодушие и на молитве, и в покаянии. Вот сегодня мы с вами слушали Евангельское чтение этого воскресного дня о том, как Христос Спаситель исцелил бесноватого отрока.  И эта история как раз очень согласуется с мыслями о раскаянии, о чистой, глубокой, искренней вере — в искусстве доверять Богу. И о всемогуществе Божием, конечно.

Итак, приходит некий человек и приводит с собой сына ко Христу и говорит Ему: «Вот я привел с собой сына своего. Он бесноватый. И Твои ученики ничего не сумели с ним сделать. И если Ты что можешь, помоги нам». Христос отвечает ему: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне» Неверие этого человека вызвало такие слова Христа. эти слова Христа сегодня обращены ко всем нам и кольнуть должны были наши сердца, нашу совесть: «Доколе Я буду терпеть ваше неверие?» Но продолжает дело спасения и говорит: приведите сюда этого мальчика. Только стали его подводить ко Христу, — бесы, которые наполняли его душу, повергли этого отрока на землю, и он испытывая страшные мучения, дико крича, начал кататься по земле, истекая пеной изо рта. А Христос будто бы не видит этого и продолжает разговаривать с его отцом, пытаясь уврачевать его сердце, душу, веру в него вселить. И спрашивает: как долго это с ним происходит, как давно это с ним происходит. Отец отвечает Ему: с детства. И объясняет: и в огонь, и в воду демоны его бросают, стараясь погубить. И когда несчастный отец почувствовал наконец, осознал в своем сердце, всю безысходность положения сына своего, Христос, возгревая в нем веру, говорит: «Все возможно для верующего. Если сколько-нибудь можешь верить».

Вот эти слова, братья и сестры, мы часто с вами забываем в своей жизни. А ведь Христос это сказал совершенно определенно: все возможно для верующего, если сколько-нибудь можешь верить, при этом Он говорит. Мы с вами знаем из истории Церкви о тех чудесах, которые совершались христианами, в первые века и до наших дней, о великих чудотворцах, которые и мертвых воскрешали, и неизлечимые болезни исцеляли своею молитвой. Мы поражаемся иной раз, читая житие того или иного святого, и думаем: как это возможно? Мы даже не можем поверить в то, что это случилось. А тот человек, о котором мы читаем, совершил это. Нам трудно поверить, что это возможно, поэтому вокруг нас часто бывает духовная пустота, уныние — от нашего  духовного состояния, от собственного несовершенства. А ведь причина-то главная — в отсутствии веры. Если сколько-нибудь можешь верить, говорит Христос, все возможно будет для тебя.

И в этой притче отец, услышав те слова Христа, со слезами наконец восклицает: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!». Эти же слова каждый из нас может сказать в своей жизни: верую, но помоги, Господи, моему неверию. И Христос, слыша этот сердечный вопль несчастного отца, исцелившегося уже своим сердцем, но чувствующего еще недостаток веры и просящего веры, дает ему эту веру. И исцеляет — и его, и его несчастного сына. Демоны, покинули тело отрока, но прежде того сотрясали его со страшной силой. И он лежал на земле без чувств: многие думали, что он умер. Христос же подошел к отроку, взял его за руку, поднял на ноги, возвращая душу в тело, возвращая  ему жизнь.

Вспоминая эту историю, братья и сестры, надо бы нам задать себе вопрос: как обрести веру, как нам с вами укорениться в твердой уверенности, что Христос всегда рядом и всегда готов протянуть нам руку помощи. Однако он ждет от нас встречного движения, как тот отец в притче отец сделал. «Господи, помоги мне! — закричал он. — Хочу верить, но не хватает сил. Помоги моему неверию». И получил просимое.

Нам с вами, когда идем в храм, нужно вспоминать эту историю. Потому что приходим иногда в храм телом только своим, а душа витает невесть где, рассеиваясь и в молитве, не понимая, что читается и поется в храме. А надо бы нам свою душу, крепко держа ее как бы за руку, привести вместе с собою в храм. Потому что подобна этому отроку: израненная грехами и так же, наверное, готовая кататься по земле от боли, которую мы наносим ей своей злой волей, своими грехами и необдуманными поступками. Мы, может быть, не чувствуем этой боли, привыкли к ней, изо дня в день осуждая, завидуя, сквернословя, обманывая, воруя. Не замечаем, как душа наша, подобно этому мальчику, действительно страдает и желала бы освободиться от этого. И Христос бы нас с вами спросил, наверно: «Как давно это с тобою?» И мы бы, как тот отец, ответили: «С детства, Господи. С детства все эти грехи во мне живут, и нету сил освободиться». И закричали бы, как он: «Верую, Господи! Помоги мне. Помоги моему неверию» И наверное, сразу же, как тот отрок и его отец, получили бы исцеление — души своей прежде всего — и телесных своих недугов, и решения каких-то своих житейских проблем.

Мы с вами, братья и сестры, идем по пути Великого поста. И вступив на этот путь, на это делание духовное, мы должны помнить святых отцов, которые говорят: если человек берется за какое-то духовное дело, он должен иметь в себе мужество не останавливаться и довести это дело до конца — с помощью Божией силы, Благодати Божественной. Не бросать, не разочаровываться, не опускать руки. Многих во время поста постигает уныние — оттого, что не удается достичь цели, которую ставил себе в начале поста. Изо дня в день повторяются одни и те же грехи, и человек останавливается  в своем духовном делании, начинает унывать, даже роптать, и бросает любые попытки что-то сделать, приблизиться к Богу, забывая о том, что Господь ждет от нас просьбы о помощи, ждет, когда мы, подобно тонувшему в море Петру, закричим: «Господи! Спаси меня! Погибаю» Господь рядом, но Он хочет, чтобы мы научились бороться сами, ибо если все время нас спасать — без нашего собственного усилия и без нашей воли, — какая в том будет наша заслуга? И не будем мы иметь права на наследие Царства Небесного и на бессмертие блаженное, как Адам его когда-то потерял.

Святые отцы учат нас, братья и сестры, иметь мужество идти по этой дороге, не оглядываясь назад. Не уподобляться жене Лотовой, которая вроде бы шла за мужем из Содома и Гоморры. Телом только шла, а душа ее рвалась назад — к прошлой, сытой и спокойной, жизни. Она понимала, что идет в неизвестность, и не было, видимо, у нее достаточно доверия Богу, как у Лота, у мужа ее, который шел вперед, не оглядываясь, ибо Господь запретил. Он сказал: «Идите и не оглядывайтесь. Забудьте все, что было за спиной. Идите и смотрите вперед». Однако Лотова жена так стремилась назад, что обернулась, — и превратилась в соляной столп. Даже имени ее церковная история не сохранила.

А к нам Господь поистине долготерпелив и многомилостив. Каждый день Он дает нам возможность покаяться, все исправить и начать все с начала. Итак, братья и сестры, вспоминая исцеление бесноватого отрока, в середине поста ухватимся покрепче за эту Лествицу духовную, которую построил для нас преподобный Иоанн игумен  горы Синайской. И хотя бы попытаемся на первую ступеньку ее взобраться, научимся плакать о своих грехах. Когда вот эти чувства все, о которых я сейчас говорил, пронзят наше сердце наконец, как каким-то острым оружием, когда мы поймем, чего мы можем лишиться. Господь ведь может призвать в любой момент нас к Себе и дать ответ за свою земную жизнь. Вот тогда, наверное, и исторгнутся из нашего сердца слезы, заплачем о своих грехах. И дай, Бог, чтобы это произошло как можно быстрее, чтобы мы не забывали, что вступили на этот путь и должны идти, не оглядываясь назад. Так и в Священном Писании сказано: блажен, кто положил руку свою на плуг и не озирается, не оглядывается назад. Аминь.

Поздравляю вас, братья и сестры, с праздником воскресения Господа нашего и Спасителя, днем памяти преподобного Иоанна Лествичника, неделей в честь и в память этого великого святого мужа. Всем нам желаю крепко держаться за эту духовную Лествицу, неважно, на какой ступени мы с вами стоим из тех тридцати, которые определил преподобный Иоанн. На любой ступеньке если удержимся, не упадем с Лествицы, — спасемся. Каждому Господь дает по его силам, по его возможностям. От нас требуется только стремление и движение в сторону добродетели, борьба с грехом внутри себя, непримирение, несогласие с ним. Всем нам этого искренне желаю. Благодарю вас всех за совместные молитвы, кто причастился — поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. призываю на всех вас Божие благословение”.

В предисловии использована информация с сайтов pravoslavie.ru, predanie.ru
Фото автора

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla