Наверх На главную

В пасхальном красном цвете, символизирующем Пречистую Кровь, пролитую Христом на Кресте, золотошвейки сделали целый комплект изделий.

Мы заглянули в мастерскую еще перед Пасхой, чтобы посмотреть, как продвигается работа. В хмурый день, но со светлыми лицами усердно трудились руководитель золотошвейной мастерской Наталья Мухаметова и мастерица-прихожанка Галина.  

Пасхальный комплект

Аккуратно разложенная на столике  Пасхальная накидка на престол спорила с непогодой веселыми красными огоньками бисера, перламутровыми гранями натурального и искусственного жемчуга, золотным шитьем, мерцанием пайеток и рубки стеклянной.

Стройность и завершенность композиции придают  обвивающая полотнище виноградная лоза (вечный символ Иисуса Христа), цветочный орнамент, нарядный вензель.

К великой Пасхе мастерицы изготовили целый комплект накидок: на престол, жертвенник, на два центральных аналоя и на 3 литийных столика, всего 8 единиц. В данный момент идет работа над закладкой для Евангелия. Все в единой цветовой гамме – красной, символизирующей духовное значение праздника.

- Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия и вся седмица служатся в красных ризах, - рассказывает Наталья Юрьевна. - Красные одежды используются до Вознесения. Праздникам великомучеников также присущ красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви к Господу.

Вот и основная, масштабная и серьезная работа – Плащаница Спасителя. – Она была вышита и собрана в прошлом году, но по «техническим причинам» пришлось ее разобрать (в центр Плащаницы будет вставлено закаленное стекло, сделанное на заказ). В Великую Пятницу Плащаница возлагается на святом престоле, а затем священнослужители переносят ее на гробницу в центре храма. С этого момента прихожане могут приложиться к образу Спасителя.

В этот же день совершается крестный ход с Плащаницей вокруг храма. По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом снова возвращают на гробницу. Там она находится до позднего вечера Великой субботы . Перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Вариации и переделки

Над пасхальными работами мастерицы начали трудиться пять месяцев назад. Алгоритм действий давно отработан: рисунок «складывается в голове», готовится эскиз, после благословения настоятеля храма отца Игоря золотошвейки приступают к работе.

Обилие деталей и сам материал начинают диктовать условия – как именно делать. Отсюда вариации, экспромты, не «уводящие» впрочем, сильно от задуманного рисунка. Не все удается с первого раза, случаются переделки.

- Иногда выпарываем то, что не нравится, - признается Наталья Юрьевна. - Когда перешиваешь, масса времени уходит. Ручная вышивка требует усидчивости и много терпения, результат виден только через большой промежуток времени.

 

- Когда-то, поначалу, была мысль, что не справлюсь, потом все пошло, наладилось, - делится опытом своей работы мастерица Галина. - Но и сейчас без усердия и творческого взгляда результата достойного не получить. Все это относится и к работе над Плащаницей.

Это единственная реплика Галины: женщина вновь склонилась над шитьем, и уже не отвлекалась на корреспондента и фотографа. Время не ждет, надо все успеть к сроку.

Плащаница при приближении

По словам Натальи Юрьевны, несколько человек шили Плащаницу с утра до ночи. Тело Спасителя и надпись вокруг Плащаницы выполнена супругой настоятеля матушкой Еленой  на машине. «Золотая» надпись гласит: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело твое плащаницею чистою обвив». Буквы выделены шнурами вручную.

- Тут километры ниток ушли, - подчеркивает Наталья Юрьевна. - Нимб Спасителя доработан вручную с использованием жемчуга искусственного и натурального, гранатами. При ярком солнце или искусственной подсветке, как это случается с золотным шитьем, Плащаница обретает особый характер, облик Христа становится объемным.

Весь цветочный орнамент вышит вручную. Использованные материалы достойны великого праздника: натуральный бархат темно-вишневого цвета, золотая, шелковая нити, металлизированные блестки, натуральный жемчуг, гранатовый бисер, канитель.

Техника самая сложная: использовались кованый шов по форме, шов в прикреп прядкой и шнуром, узелок французский, вышивка сутажем.

- Наталья Юрьевна, какую смысловую нагрузку несут эти пышность и великолепие?

- Все работы призваны украсить храм, но не только. Когда человек видит такое благолепие, мысленно идет выше, к Творцу.

Фото Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla