Наверх На главную

В воскресенье храм Богоявления вместе со всей Церковью отметил День святых жен-мироносиц. Настоятель храма протоиерей Игорь Рысенко в проповеди рассказал о сути празднуемого события.

«Христос Воскресе!

Сегодня, братья и сестры, Неделя святых жен-мироносиц и святых праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Тех людей, которые в самый ответственный момент служения Господня оставались верными Ему, не испугавшись ни возможных гонений, ни даже смерти, были с Ним во время крестных страданий и смерти, участвовали потом в снятии со Креста бездыханного Тела Сына Божьего и погребении Его.

В Ветхом Завете есть такая мысль: «крепка, как смерть, любовь» (Песн.8,6). Святыми женами-мироносицами и праведными Иосифом и Никодимом было показано, что любовь может быть крепче самой смерти, если эта любовь действительно настоящая, если эта любовь основана на самопожертвовании.

Жены-мироносицы были людьми из разных сословий, разных слоев общества. Мария Магдалина, по свидетельству некоторых Отцов Церкви, в прошлом была блудницей, семь бесов в себе имела и была схвачена за прелюбодеяние фарисеями и отведена в своё время ко Христу с вопросом: что с ней делать? Моисей заповедовал таких камнями побивать. Но Христос ответил спрашивающим: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин,8,7), и обвиняющие разошлись. И тогда Господь поднял её, окровавленную, избитую, и сказал: «иди и впредь не греши» (Ин.8,11). И она осталась с Ним на всю свою последующую жизнь и возлюбила Его больше других жен-мироносиц. По общему свидетельству евангелистов, именно ей Господь явился первой по своём Воскресении, как бы вознаграждая её любовь.

Впоследствии Мария Магдалина с проповедью Евангелия дошла до Рима, где много потрудилась, помогая апостолу Петру в его служении, посетила даже римского императора Тиверия и, подарив ему пасхальное яйцо, воскликнула «Христос воскрес!». Но император, услышав слова Марии о воскресшем Христе, сказал с усмешкой, что легче поверить, что сейчас это яйцо станет красным, чем в то, что человек может умереть и потом воскреснуть. И тут же яйцо в его руках стало багрово красного цвета. Мы все помним эту историю, и именно поэтому мы красим яйца на Пасху в красный цвет в память об этой истории. Много потрудилась Мария и была впоследствии приравнена к лику равноапостольных.

Иоанна, одна из жен-мироносиц, жена Хузы - домоправителя Ирода Четверовластника, женщина из высшего света. Ирод в пьяном угаре повелел отсечь голову Иоанну Предтече, будучи опьянен чрезмерно выпитым вином и красотой блудницы Саломеи, её соблазнительным танцем. Иродиада, мать Саломеи, жена Филиппа – брата Ирода, имевшая незаконную связь с Иродом, в ненависти своей решила воспользоваться шансом отомстить пророку, который публично обличал её в этой прелюбодейной связи, уговорила Саломею просить немедленно на блюде принести голову пророка Иоанна. Ирод, хоть и опечалился, но был вынужден сдержать своё обещание и исполнить всё, что Саломия пожелает.

В своей ненависти Иродиада уже у отсеченной главы пророка исколола иглой его язык, обличавший ее блудодеяние, а затем повелела утопить главу Иоанна Предтечи в нечистотах. И вот эта Иоанна, жена Хузы, ночью тайно достала честную главу Крестителя Господня из нечистот, омыла её и хранила бережно, как великую святыню, и потом уже передала верующим, и уже сама ходила за Христом, стараясь послужить Ему, чем могла. Намного меньше мы знаем о других женах-мироносицах. Мария Клеопова была женой младшего брата Иосифа Обручника Клеопы. О самом Клеопе мы косвенно слышали ту историю, как уже после воскресения Христова Лука и Клеопа шли в деревню Эммаус и к ним по дороге присоединился воскресший Христос и рассказывал об исполнении пророчеств о Нём.

Также Евангелие говорит нам и о других женах- мироносицах:

Саломии, матери святых апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых, Марфе и Марии, их брата Лазаря четверодневного воскресил Христос. Об остальных женщинах, служивших Христу и его ученикам, сведений не сохранилось.  

С каждой из этих женщин произошла в свое время встреча со Христом, перевернувшая их жизнь. Все они объединились в любви вокруг Христа своей преданностью, служили Ему, чем могли. Из всех последователей Спасителя только они одни  с единственным апостолом Иоанном Богословом, остались около Креста. Остальные разбежались в страхе быть так же схваченными и казненными (они ещё не были просвещены и укреплены Духом Святым). А святые жены стояли у Креста, понимая, что их тоже теперь могут схватить и предать смерти. Но эти мысли не остановили их в следовании за Господом. Они, не страшась ничего, желали только одного, быть рядом со Христом в Его страданиях.

Иосиф Аримафейский, член синедриона, не участвовавший в осуждении Христа, и Никодим, тайно приходивший по ночам к Спасителю, чтобы услышать от Него о Царстве Небесном, сняли Тело Христа со Креста, и эти женщины с ними тоже участвовали в погребении Учителя, наблюдая за происходящим.

Куплены были для погребения Иосифом с Никодимом 100 фунтов (около 30 литров) лучшей благовонной смеси смирны и алое, тончайшая льняная плащаница, которая стоила очень дорого и применялась только для погребения очень знатных людей: Иосиф и Никодим умастили Тело Христа благовонием, обернули в принесенную ткань плащаницы и оставили так Тело Христа до дня, следующего после дня субботнего покоя, чтобы довершить погребения как это положено было по иудейской традиции.

Задолго до восхода солнца, еще в темноте наступающего дня, который мы теперь называем воскресным, святые жены спешат ко гробу и одна у них только мысль: кто нам

поможет отвалить камень от входа в гробницу. Они видели, какой огромный привален камень и идут в трепете и сомнении.

Они ещё не знают, что была приставлена стража от Храма (кустодия): римские воины, охранявшие Храм в Иерусалиме, как и положено охранять место, где находится Сын Божий, Бог и Господь. Что синедрион запечатал своей печатью вход в гробницу, что применялось только при погребении первосвященников и царей. То есть, фарисеи сами не осознавая, всё сделали для того, чтобы, воздать высшие почести Христу: их ненависть к Нему обратилась против них самих. Они делали это для того, чтобы никто не смог украсть Тело Христа и сами себя лишили возможности потом сослаться на это!

Не смотря ни на что, чудо Воскресения совершается, является ангел Господень в блистающих как молния одеждах, от видения которого римская стража (эти закаленные в боях воины!), разбегается, а сам ангел отворяет вход в пещеру и остается сидеть на камне, поджидая спешащих ко гробу жен-мироносиц. И первое слово, которое он им сказал «не бойтесь», ибо они, увидев его, конечно тоже испугались. Ангел им объясняет, что происходит и посылает их рассказать всё ученикам Христовым.

И здесь происходит удивительное событие: жены-мироносицы благовествуют самим апостолам о воскресении Христа! Поразительный момент: женщины, которые всегда были в стороне, на которых никто особо не обращал внимания (они были лишь в услужении у Христа), становятся сами апостолами для находящихся в страхе и неведении учеников Спасителя. Они говорят им, мы сами слышали от ангела о том, что Христос воскрес, а Мария Магдалина утверждала, что видела лично воскресшего Господа!

Да, не поверили им апостолы сначала. Они не поверили и Петру с Иоанном, не поверили Луке и Клеопе. И только когда Господь Сам лично явился им, позволил Себя осязать – потрогать раны, ел с ними, убеждая их в том, что он не дух, только тогда поверили. Господь Спаситель укорял их за маловерие. Так что не удивительно, что женам-мироносицам они тогда не поверили. Те благовония, которые жены несли ко гробу, остались без употребления, но они сами, по слову Иоанна Златоуста, превратились в благовоние, благоухание, когда принесли такую радостную весть.

Вот, братья и сестры, что такое настоящая любовь, готовность к самопожертвованию, готовность даже к смерти, так, что любовь получается даже выше и крепче смерти. И такой любви жены-мироносицы учат нас. В современном мире многие, к сожалению, забыли, что такое любовь. Любовь воспринимают как нечто эгоистическое, нечто потребительское в отношении других людей, либо, напротив, объект твоей любви, твоего поклонения возносится на пьедестал и человек поклоняется ему как идолу.

Любовь жен-мироносиц никогда не выставлялась напоказ. Вспомним с вами Марию, сестру Лазаря Четверодневного: она умащала ноги Христа дорогим миром, видимо оставшимся после погребения Лазаря, и волосами своими вытирала, и всё это делала молча со слезами радости и благодарности за воскрешенного брата. На возмущение Иуды Искариота, что это миро можно было бы продать и деньги раздать нищим Господь ответил: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин.12,7-8). А Мария проявила этим свою любовь.

Возникает иногда вопрос, когда мы вспоминаем Иуду Искариота: он ведь тоже покаялся, вернулся к фарисеям, сказал, что предал неповинную кровь, бросил эти тридцать сребреников на пол храма – кажется, всё правильно сделал, но почему же не получил прощения? Почему пошел и повесился? Потому что любви у него не было. Совершенно другие чувства у него в сердце жили, и это раскаяние было просто отчаянием. Отчаянием его несбывшихся планов, его несбывшихся надежд. И это его отчаяние, замкнутость на себе самом, раскаяние, основанное на гордыне привели к такому печальному итогу. Если бы он прибежал ко Христу, пал на колени и просил бы у Него прощения, неужели бы Христос не простил? Петра ведь простил. Потому что Петр любил Христа.

Какая она должна быть - христианская любовь? Важны не слова, а поступки и горение сердца. Некоторые женщины сетуют на то, что их мужья редко говорят им слова любви. Но словами можно многое сказать и при этом, на самом деле, ничего не сказать. В фильмах мы часто слышим «я люблю тебя», и в ответ – «я тоже тебя люблю», и при этом абсолютное равнодушие в глазах и сердце. Настоящая любовь – деятельная. Это урок жен-мироносиц нам.

В связи с предложенными евангельскими событиями нельзя не сказать об Иосифе Аримафейском и Никодиме. Это были богатые знатные жители Иерусалима, они были членами синедриона, входили в его совет, к ним прислушивались самые уважаемые люди города. Иосиф и Никодим не участвовали в осуждении Христа, они были против этого. Не только они, конечно: многие фарисеи были против, как они справедливо заметили, этого незаконного судилища, который происходил тайно ночью, без возможности ответить осуждаемому. Но те просто покинули суд в знак осуждения беззакония, а Никодим с Иосифом пошли дальше.

Мы с вами знаем, что Никодим приходил ко Христу как тайный ученик по ночам, неоднократно беседовал с Ним. Об Иосифе почти не осталось никакой информации, Евангелие о нём умалчивает, только церковное предание говорит о нём, что это был человек, безусловно преданный Христу. И когда совершилось то, что отвратить было уже невозможно, они из тайных учеников стали явными. Явные ученики разбежались в тот момент, а Иосиф идёт к Пилату и просит у него Тело Христа, дабы снять Его с Креста и предать погребению.

Надо сказать, что неспроста иудеи требовали распятия: они знали, что по законам того времени, распятого человека не хоронили – тело либо выбрасывалось в мусорные ямы, либо сжигалось в геене вместе с нечистотами за стенами города. Они хотели лишить погребения Сына Божия, как последнего злодея. Но этому не суждено было сбыться.

Иосиф идет к Пилату, и, по преданию, в притворе сталкивается с этими самыми фарисеями, осудившими Христа. А они как раз приходили к Пилату просить ускорить смерть Христа и двух разбойников, распятых с Ним – перебить им голени, чтобы не нарушать субботнего покоя. Потом они, конечно, узнали, зачем приходил Иосиф, и сразу осудили его на смерть: Иосиф был схвачен и брошен в яму. Фарисеи решили дождаться окончания Пасхи и потом уже расправиться с ним, но Духом Божиим Иосиф был перенесен на свою родину в Аримафею (около 30 км от Иерусалима). Там Иосиф проповедовал воскресшего Христа. Его и вновь пытались убить, но Духом Божиим он был уведён в Скандинавские страны и проповедовал там, закончив свою жизнь на земле нынешней Англии. Могила его находится в Британии.

Никодим тоже проповедовал воскресшего Христа и был схвачен. Только благодаря заступничеству очень уважаемого, авторитетного законоучителя Гамалиила (учителя Никодима, апостола Павла и многих других, впоследствии принявшего крещение и мученически закончившего жизнь), смертная казнь была ему заменена на изгнание: он был лишен всех званий, всего своего состояния, избит до полусмерти и выброшен за городскую черту. Никодим недолго потом прожил и был похоронен у ног первомученика архидиакона Стефана.

Подвиг этих людей в том, что они прекрасно осознавали, что их ждёт. Притом, когда они пошли за Христом, они ещё не знали, что Христос воскреснет, и когда Он был распят и умер, для них, как и для апостолов, всё было кончено, все их надежды рухнули. Но если апостолы спрятались, эти люди пошли до конца в любви к Нему. Они поражают своим мужеством. Зная, что они будут осуждены на смерть, лишатся всего, что имеют, они тем не менее идут за Христом: идут к Пилату, участвуют в погребении Тела Христова, тем самым лишая себя возможности участвовать в Пасхе (по Моисееву закону, человек, прикоснувшийся к мертвому телу, оскверняется и пребывает в скверне 7 дней, проходя обряд омовения, не может участвовать в праздновании Пасхи). Они лишили себя всего ради Христа, и Господь сподобил их другой Пасхи – Пасхи нетления, вечной радости.

Подвиг праведного Иосифа настолько важен для Церкви, что его имя золотом вышито на Святой Плащанице Христовой.

Сегодня Церковь предлагает к рассмотрению две великих добродетели: горячей любви к Богу и преданности Ему до конца. В наше время это особенно важно, потому что искушений, компромиссов этот мир предлагает множество. Пытаясь ужиться в этом во многом нехристианском мире, христианин пробует находить компромиссы, при этом часто падает, вольно или невольно предаёт Христа… Он пытается стать, как все. Но наше с вами достоинство и наша радость – быть не как все, не как весь этот мир, в котором столько зла, несправедливости, обмана.

Господь говорит: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15,18-19). И удивляться этому не стоит. Святые учат нас, что мы находимся в состоянии постоянной войны. Нам объявлена война от того момента, как мы вступили в ряды христиан. Объявлена война со стороны сил духов злобы поднебесных. При крещении мы отрекались от дьявола и служения ему, плевали на него, вызов ему бросали и клялись в верности Христу, ведь только с Его помощью мы можем силу диавольскую преодолеть.

Любовь святых жен-мироносиц и преданность праведных Иосифа с Никодимом пусть служат нам утешением и примером. Будем учиться этой любви, преданности Христу, и не только в какие-то серьёзные моменты жизни, но в повседневных мелочах. Как говорит господин рабу своему в притче Христа: «в малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф.25,23). Царство Небесное открыто для таких сердец, какие были у святых жен-мироносиц и Иосифа с Никодимом. Будем стремиться к такому же устроению сердца, и для нас врата Царства откроются в свое время. Пусть и наша с вами любовь ко Христу окрепнет и станет сильнее смерти. Аминь».

В заключение отец Игорь поздравил женщин с международным христианским женским днём и отметил особенность женской веры, женского назначения.

«В этот день мы прославляем особенное строение души женщины. В храме женщин всегда больше потому, что сердце женщины живет эмоциями, оно живет душевными переживаниями, а ведь вера всегда в сердце поселяется, разум потом пытается всё понять, постичь и принять. А мужчина существо чаще рациональное, он всегда пытается всё разложить по полочкам, сначала понять, поэтому мужчин всегда меньше в Церкви. Но, слава Богу, и мужчин в храме становится все больше.

Женщина Богом создана восполнять мужчину. Помните, когда Господь размышлял об Адаме, то говорил, нехорошо быть человеку одному, создадим ему помощника, восполняющего его. И Адам, увидев Еву, сказал, что она плоть от плоти его, кость от костей его. И то, что мужчине не хватает душевного, эмоционального, женщина как раз и есть восполняющий элемент. Потому на вас, дорогие женщины, большая ответственность: радость от веры вы должны передавать вашим мужчинам. Вы сейчас этот подвиг равноапостольный совершаете, как те жены-мироносицы. И Бог вам в помощь в этом труде.
Только не откладывайте на потом христианского воспитания детей и внуков. Пока дети с вами послушно за ручку идут в храм, это самый важный момент в их и вашей жизни, потому что как только ребенку исполнится 12-14 лет, сами знаете, за ручку уже не особо в Церковь поведешь. Если не успеть до этого момента вложить в сердце ребенка основы веры, основы жизни христианской, потом сделать это будет намного сложнее.

Не откладывайте на потом, не ленитесь, трудитесь, проповедуйте, воспитывайте. На вас, прежде всего, эта ответственность лежит. Ну, а за взрослых мужчин своих вам остается только молиться и своим личным примером увлекать их ко Христу. Божьей помощи, здоровья вам! Желаю, чтобы служение это ваше не было безрезультатным, а принесло свой добрый плод».

Сразу после службы в нижнем храме состоялось чаепитие, где все прихожане в дружеской обстановке могли подкрепить свои силы, побеседовать друг с другом и с настоятелем храма, задать отцу Игорю свои вопросы и получить ответы.

 

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla