Наверх На главную

На факультете экономики, управления и права Миасского филиала ЮУрГУ состоялась ХIII научно-практическая конференция «Социально-экономические, институционально-правовые и культурно-исторические компоненты развития муниципальных образований». Организаторы посвятили ее 71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
За длинным, мудреным названием конференции таилось глубокое и актуальное содержание. На пленарном заседании профессора говорили о войне, выученных и «пропущенных» уроках истории, угрожающих реалиях и вызовах времени, о проблемах и перспективах стратегического планирования в Миасском городском округе и многом другом.

Прозвучала и такая мысль: казалось бы, наукой многое можно проверить, но нет, на поверку – не все. Часть информации принимается нами на веру. Мы уже не как случайность, а как закон воспринимаем многие явления, скажем, неминуемую смену зимы весной, ночи – утром. Но кто создатель всей этой сложной системы?

«Кто? Кто? Кто?» читалось в глазах молодых делегатов конференции. Те, кто постарше, разумеется, знали ответ, но пожелали «свериться» с мнением человека, сделавшим это своей профессией, точнее – службой Творцу. И уж тем более, ни у кого не возникло сомнений, что «Такие» вопросы не «чужаки» в повестке, заявленной на конференции. 

И в самом деле: все эти «компоненты», надстройки, планы и перспективы, и уж точно – катаклизмы и войны недалеко отстоят от Высшего Замысла.

Право рассказать просто о сложном предоставили клирику храма Богоявления диакону Дионисию Порошину. И он рассказал. О Промысле Божием, Божественном управлении, Божественной помощи. Вопросов к докладчику не было. Не исключено, что постеснялись, да и время «поджимало»: студенты, преподаватели и доценты должны были успеть сделать десятки заявленных докладов на секционных заседаниях.

Слушали, отметим, почтительно, внимательно. Возле автора этих строк сидел студент. Выразительные глаза и поза юноши выдавали большой интерес, мимика отражала эмоции: вот здесь парень полностью согласен, а вот здесь бровь приподнял, задумался, даже засомневался. Он тоже постеснялся задать вопросы, которые у него явно были.



Студентки по соседству перешептывались: чуть помедленнее бы, чуть помедленнее, чтобы вникнуть, а еще лучше – в типографии отпечатанном сборнике материалов конференции найти местечко и для такого доклада. Да что там студенты: взрослые, судя по выражению лиц, не отказали бы себе в удовольствии подробнее остановиться на важных моментах, что-то уточнить, переспросить, может даже подискутировать.

Это можно сделать прямо сейчас.

Мы попросили отца Дионисия развернуть тему шире: для наших читателей, для тех же студентов и педагогов, надумавших заглянуть на сайт храма. От мысли сопроводить краткую информацию файлом с докладом отказались (не тот формат) и от имени «смолчавших» делегатов конференции задали некоторые вопросы. Здесь можно: торопить не будут.

Промысел Божий

- Отец Дионисий, не секрет, что многие имеют туманное представление о том, что такое Промысел Божий. Так что это за явление такое?

- Под Промыслом Божиим с древнейших времен христиане понимали то попечение, которое Бог имеет о всех существах мира. Промысел Божий – это непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, все обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом.
Промысел Божий говорит об ответственности Бога за род человеческий и за сотворенный Им мир.

- Как узнать Божий Промысел в отношении себя?

- Следует определить, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты сегодня находишься. Как ты живешь? Живешь ли ты по заповедям Божиим, которые даны в Священном Писании или ты живешь по своим законам, которые ничуть не лучше законов «волчьей стаи»?
Бог провидит и участвует в жизни людей, но часто не вмешивается в нашу жизнь видимым образом, чтобы наша свободная воля могла осуществлять добровольный выбор.

- Это очень важный момент для понимания сути Творца и его роли в нашей судьбе. Все-таки, мы полностью вольны в поступках и выборах?

- Промысел Божий означает, что на каждом этапе нашей жизни Господь поставляет нас в такие условия, при которых мы могли бы сделать свободный выбор в пользу добра, правды, справедливости и через это восходить к Небесному Отцу. Впрочем, глубины Промысла Божия непостижимы для ограниченного человеческого рассудка, так что, зная о Промысле Божием, мы не способны постичь его в полной мере.

- Не способны, к сожалению. Как и то, почему добрые уходят из жизни быстро, подлецы процветают до старости, а иной вовсе инвалидом родился…

- По этому поводу приведу такой пример. Антоний Великий, египетский подвижник III-IV столетия тоже сетовал. Мол, не может своим умом постичь тайны Промысла Божия: почему, например, одни люди живут долго, а другие умирают в младенчестве, почему праведники нередко терпят лишения и притеснения, в то время как люди нечестивые, наоборот, проводят жизнь в полном довольстве? На это ему был дан от Бога ответ: «Антоний, внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

Промысел Божий – это серьезная философская и религиозно-мировоззренческая проблема. Ее пытались решить, но не решили античные мыслители, потому что рассуждали в рамках логики необходимости: необходимость и целесообразность, необходимость и случайность, необходимость и свобода. Не пытается ли и современный человек подогнать понимание Промысла Божия в рамки логики и научно – технического прогресса?

Христианство отвергло античное представление о судьбе-неизбежности, которое описывает человека либо как машину, либо как действующее лицо всемирного сценария. Отвергает оно и логику современного мира и так называемого прогресса. Христианство разделяет понятия «предведения» и «предопределения», подчеркивая неуловимость Промысла, но и сохраняя пространство свободы для человеческих интерпретаций и поступков.

Благодаря предвидению Бог все видит, все знает. А вот предопределяет Он только в рамках той свободы, которую дал человеку.

Божественное управление

- Мы должны понять и осознать, принять всей душой, что все от Бога, – и благое и скорбное, и недостойное; но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, – когда живем добродетельно, ибо угодно Богу, чтобы проводили мы жизнь безгрешную, жили добродетельно и благочестиво. По домостроительству, – когда, впадая в ошибки и погрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, – когда и вразумляемые не обращаемся.

- Сложновато. Но как все-таки, осуществляется Божественное управление?

- Через действие Бога в мире. И здесь мы сталкиваемся с проблемой соотношения добра (Бог есть Любовь) и зла. Что касается благости Божией и зла, которое присутствует в мире, то обычно по этому поводу высказывают два соображения. Первое – это то, что зло можно уничтожить только с его носителем, то есть с человеком. Ну, а Бог как раз по своей благости хочет исправления человека, его покаяния, а не его смерти.
Из житий святых угодников Божиих мы знаем массу примеров, когда страшные грешники обращались к Богу и кардинально меняли свою жизнь (преп. Мария Египетская, преп. Моисей Мурин и другие).

- Извините, прерву: зачем злу дается «зеленый свет», почему оно не уничтожается свыше еще в зародыше?

- Раз уж в мире существует зло, то Господь оборачивает его ради спасения людей, для исправления людей заблудившихся, грешных людей и для укрепления веры и испытания праведников.

- И все-таки: зло запрограммировано в нашей жизни, вечная субстанция или «вынужденная хирургическая операция»?

- Выбор наших дел (добрых или злых) находится в нашей власти, исход же их зависит от Бога. При этом исход добрых дел зависит от божественного содействия, ибо Бог, по Своему предведению, праведно содействует тем, которые по правой совести избирают доброе. Исход же дурных дел зависит от божественного попущения, от того, что Бог, опять по Своему предведению, праведно оставляет человека, предоставляя его собственным силам.
Наше нынешнее падшее состояние таково, что даже святые люди могут постичь Промысел Божий лишь отчасти. Полное познание Промысла Божия станет возможным только в жизни будущего века. Святитель Василий Великий пишет: «Судьбы Божии бездна и, будучи заключены в божественных сокровищах, не для всех удобопостижимы».

Божественная помощь

- Вы говорили, что сверхъестественный Промысел есть управление миром и попечение о нем. Посредством чего?

- Посредством чудес. Чудеса — это действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием. Чудеса совершаются Богом для достижения важных религиозных целей.

В Священном Писании для обозначения чудес часто используются слова - силы, знамения. Слово «силы» содержит указание на то, что чудо есть проявление силы Божией и что действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы.
Слово «знамение» указывает на духовно-нравственное значение чудесных действий. Ибо чудеса совершаются Богом не ради их самих, а преследуют определенные религиозные цели, например, могут иметь учительное значение.

- А естественные силы природы разве не используются Всевышним?

- Промышляя о мире сверхъестественным образом, Бог в то же время может использовать в своих целях и естественные силы природы. Например, умирил бурю на озере Геннисаретском, когда все ученики Его думали, что погибают, а Господь спит и ничего не видит. Из Священного Писания известно, что Господь Бог совершает чудеса как Сам, так и через Своих угодников.

- Какой смысл содержит «чудо»?

- Каждое чудо Божие имеет определенный духовный смысл. Господь сотворил много чудес, они описаны в Священном Писании. К сожалению, современный человек не знает Священного Писания, не читает его. А ведь в Священном Писании, особенно в Новом Завете даны ответы практически на все вопросы, которые встают перед людьми в повседневной жизни.

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7,7-8).

Иисус сказал ему: если сколько–нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9,23-24).

«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам» (Ин. 15,7).
«Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите; просите – и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4,2-3).

«Вышли фарисеи, начали с Ним спорить и требовать от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал, для чего род сей требует знамения? Истинно говорю Вам, не дастся роду сему знамение» (Мк. 8,11-12).

- Кому, прежде всего, адресованы «чудеса»?

- Чудеса Всевышнего – это его знамения для неверующих и сомневающихся. Это пеленочки для тех, кто является еще младенцем в вере, не достиг зрелого духовного возраста. Духовно зрелый христианин не ищет внешних чудес (хотя если и встречает их, воспринимает с подобающим благоговением) для укрепления своей веры, а через нее и духовной жизни, ибо его сердце озарено благодатью Божией.

Чудеса, творимые Господом, являют Его силу, славу, всемогущество, они торжественны, достославны. Ежегодно православные христиане всего мира ждут Схождения Благодатного Огня, десятки тысяч паломников едут в Израиль на гору Фавор, чтобы встретить чудо в праздник Преображения Господня. Возьмем, к примеру, мощи святых угодников Божиих: препп. Александра Свирского и Иова Почаевского. Святые умерли почти 500 лет назад, а мощи их нетленны, источают миро, больные исцеляются от мощей святых.

- Все ли «чудеса» исходят от Творца?

- Есть чудеса истинные и ложные. Бесы тоже творят чудеса как сами, так и через своих верных слуг – людей, отдавшихся воле диавола.

Чудеса злых духов – это обольщения, прельщения, обман людей, и они служат только погибели человеческих душ. В настоящее время поле таких чудес весьма обширно. Землю наводнили всевозможные НЛО, «пилоты» которых прельщают человечество своими демонскими чудесами. Не отстают от них неведомые «барабашки»: загадочные стуки, вой, смех, которые все чаще слышатся вполне нормальными и уравновешенными людьми при отсутствии на это соответствующих причин в мире физическом.

Ныне на Земле творится столько необычного, что ни один здравомыслящий человек не может не согласиться с тем, что за пределами физического бытия существует иной миропорядок. Те, кто в своей духовной слепоте не способны зреть светлую область потустороннего мира, где пребывает Господь Бог и добрые Ангелы, пусть обратят внимание на то, что теперь имеется больше чем достаточно фактов, подтверждающих существование темной области потустороннего мира – местожительства падших ангелов. Тот же спиритизм, те же ясновидицы-гадалки, всевозможные экстрасенсы, бесноватые или одержимые злыми духами люди самим фактом своего существования свидетельствуют о наличии темных сверхъестественных сил.

Еще совсем недавно материалисты отрицали все нематериальное, духовное. Материя, ее движение, отсутствие всякой реальности вне материи – это для них было аксиомой.
Однако и в СССР в годы ярого атеизма вышла информация следующего содержания:

«Как-то математики подсчитали вероятность возникновения жизни на земле. Оказалось, что по законам мира чисел мы не имеем права возникнуть, а уж если возникли, то не должны были выжить» («Известия». 21.VIII.1970. №189). Вероятность возникновения жизни из случайного соединения молекул равна 10-255. (Населенный космос / Под ред. В.Д. Пенелиса. М., 1972). Вероятность возникновения молекулы ДНК равна 10-80.038 (Курашов В.И., Соловьев Ю.И. О проблеме “сведения” химии к физике // Вопросы философии. 1984. №6. С. 96).

Теперь же, под напором хлынувшего на Землю потока всяких сверхъестественных явлений, уже и люди, не верующие в Бога, атеисты не могут мыслить по-прежнему. Но в этом нет, и не может быть ничего удивительного, непонятного. Ложные бесовские чудеса ведут неверующих в конечном итоге к тому же непризнанию Бога, к которому столетиями вело человека безбожное учение, внушенное ему теми же самыми духами мрака.

Ложные бесовские чудеса – это не школа познания Истины, а путь духовного заблуждения и погибели. Поэтому их надо беспрекословно отвергнуть, отклонить, не придавать им никакого значения.

- Христианство – тоже чудо?

- Не раз приходилось слышать от некоторых людей, колеблющихся между верой и неверием примерно такое: «Да, христианство – это, конечно, хорошо… глубочайшее понимание внутреннего мира человека, высочайшая мораль и нравственность, изумительное культурное наследие и т.д.»

Но ведь само оно есть сплошное чудо: утвердилось на чуде (первые 300 лет жесточайшие немыслимые гонения, пытки, казни), держится чудом, творит чудеса.
А ведь это выходит за рамки того мировоззрения, которое у нас с детства формировали, что материя и ее законы – это истина, а все то, что вне материи – абсурд, нелепость, заблуждение.

Так обычно говорят люди, которые смогли увидеть внутреннюю красоту христианства, но на пути к этой Божественной Истине не признавшие чуда и чудесного.

- Да уж: материалистам есть над чем подумать…

- Такое препятствие, о котором я упомянул ранее, могло удерживать человека на пути к Православной вере еще несколько лет назад. Но вот случилось для неверующих непредвиденное: неожиданный шквал всего загадочного, таинственного, мистического обрушился на мир. Нелегкую задачу он принес материалистам, да. Перед ними встала проблема обосновать нечто вроде нового материализма, признающего некую новую, не совсем понятную для них, духовную реальность.

Кто не желал и не желает признавать Бога, тот с неукротимым упорством будет трудиться над развитием нового миропонимания. Сейчас появилось такое понятие как постмодерн. Мы видим, как в Европе в результате отказа от христианских ценностей, процветает разврат, извращения, идолопоклонство. И этим «западным ценностям» нас хотят научить!?

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что одним из свойств Божественной природы является святость. И путь, который предлагает Бог каждому человеку, — это путь святости.
Поэтому, чтобы увидеть Бога в Его Промысле, нужна чистота разума и сердца, а для достижения чистоты необходимо жить по заповедям Спасителя.

Фото Владимира Закатова

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla