Наверх На главную

Известный подвижник благочестия митрополит Вениамин Федченков, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии, однажды беседовал со святым праведным Иоанном Кронштадтским. На вопрос: «Батюшка! Скажите, откуда у вас такая горячая вера?», святой ответил просто «Я жил в Церкви». Размышляя над его словами, митрополит Вениамин вспоминал опыт своих односельчан, и сделал вывод: «кто жил в Церкви, тот хранил и веру; а кто уходил из Церкви практически, у того нередко и вера слабела» (подробнее об этом - Федченков Вениамин, митрополит. О вере, неверии и сомнении. – М., 2002. – С. 121.).

Что значит это – жить в Церкви? Постоянно участвовать в богослужениях, вникать в слова молитв, исповедовать свои грехи и принимать Причастие. И свою жизнь выстраивать в соответствии с учением Церкви. Это идеал, показанный нам святым праведным Иоанном Кронштадтским. Чем чаще и усерднее человек посещает храм, стараясь активно вникать в преподаваемое Церковью учение, тем у него больше возможностей пройти путем святых.

Священники замечают, что Великим Постом среди прихожан заметна бо´льшая собранность и духовная сосредоточенность, а после Пасхи, с наступлением садово-огородного сезона храмы заметно пустеют. Но что же мешает человеку быть на богослужении хотя бы каждый воскресный день?

У меня нет цели ответить сейчас на этот вопрос, предлагаю лишь взглянуть назад на 100-200 лет, посмотреть, что мешало нашим предкам, жившим на Южном Урале, бывать в Божьих храмах.

В XVIII – I половине XIX века Южный Урал являлся зоной освоения для православного населения, которое было ещё немногочисленно и жило небольшими анклавами среди иноверцев – башкир, казахов. Удаленность храма от приходских деревень и поселков и опасность столкновения с т.н. «инородцами», населявшими Оренбургский край, была частой причиной отсутствия в церкви. Так, жители села Слоновки в 1831 г. писали архиерею: «церковь от нас далеко, ближняя в селе Бугульчане в 40 верстах, но дорога до неё идёт горами и башкирами, последние не дают нам свободного выезда из жительства… они нападают на наших людей, отнимают лошадей, бьют без пощады… От того-то, что церковь от нас далеко и дорога до неё не безопасная, многие в нашем селе умирают без христианского напутствия, младенцы умирают некрещёными, редкий кто бывает у исповеди и у причастия в святую Четыредесятницу… ».

Удалённость приходских деревень от церкви создавала различные сложности её посещения прихожанами. Дальность расстояния и неблагоприятные погодные условия (снежные заносы зимой, весеннее половодье, осенняя распутица) были частыми причинами отсутствия их на богослужении. Летом же, когда, казалось бы, погода не препятствовала посещению храма, крестьяне были заняты сельскохозяйственными работами.

Ещё одной, для нас необычной причиной непосещения храма называли отсутствие «чинного» комплекта одежды. Благочинные писали, что храмы посещают более зимой, чем летом. «Сельчане посещают приходские храмы в большем количестве, чем деревенские, извиняющие свое отсутствие в церкви или неимением приличной и достаточно теплой для зимнего времени одежды, или отдаленностью деревни от местных храмов».

Кроме того, были такие «мирские» заботы, мешавшие хождению на богослужения, как общинный сход и базар. В начале XX в. Преосвященный Макарий в своем отчете отмечал «обычай собирать в воскресные и праздничные дни общественные сходы и притом ранее окончания церковного богослужения», как одну из многих причин отсутствия прихожан в храмах, уточняя, что этот обычай особенно распространен у казаков. Священник села Павловки Оренбургского уезда Б. Смирнов писал, что в селе существует обычай «в праздничныедни во время богослужения собирать общественный сход для обсуждении мирских вопросов: вместо того чтобы идти в храм молиться на службе и поучаться слову Божию, жителям приходится собираться в волостное управление для обсуждении житейских предметов». По мнению священника, невнимание к духовной жизни ведет к ослаблению веры, нарушению заповедей. Но «на замечания священника смотрят с неудовольствием», - заканчивал Б. Смирнов. В некоторых селениях во время совершения праздничной воскресной литургии начинал работу базар, по выражению простолюдинов «всему миру свидание».  

Непременным атрибутом при посещении храма были свечи, «без них не представляли крестьяне церковной молитвы». Сетуя на малые размеры подаяний на развитие миссионерской деятельности в Оренбуржье, священники замечали, что «русский православный мужичок, когда идет в церковь, несет с собою, хотя и по усердию, но и по расчету, денег на одну или две свечки, кроме этого копейку или полукопейку в кошелек, или, как говорили в простонародье, «в колокольчик» (по материалам Оренбургских епархиальных ведомостей, 1873 г.). «Молиться с чужой свечей», то есть приходить в храм без денег, не покупать свечи считалось стыдно. Поэтому крестьяне, случалось, вообще не ходили на службы, оправдывая это своим скудным «достатком».

Сегодня для большинства из нас, живущих в городах и сёлах, храмы находятся в доступной близости. Если кто и «нападает», так только ещё не уверовавшие домашние, и одежда приличная для посещения храма есть, и магазины открыты ежедневно, а не только в воскресенье. Но мы стали более расслабленные. Какие ещё можно найти оправдания тому, что мы не часто бываем в храме? Только вспомним, что и расслабленность врачует Христос.

На главную | Наверх | Написать письмо | Вопрос священнику | Наша страница
При перепечатке ссылка на Miass-Hram.Ru обязательна

Яндекс.Метрика
Joomla templates by a4joomla